КАСТАНЕДА Карлос Сезан Арана Сальвадор - Страница 4

Помимо увлекательного изложения учения дона Хуана, в 10-томной эпопее Кастанеды исследователи отчётливо увидели сюжет духовного ученичества – перипетии взаимоотношений ученика и Учителя. Стадии ученичества, фигура Учителя и его власть вызывают живой интерес у читателей, как способствующие превращению «обычного» человека в творческую личность. В 1993–1995 гг. сподвижницами Кастанеды была разработана современная версия «магических пассов», «открытых» шаманами древней Мексики. Из них был составлен комплекс упражнений психоэнергетического тренинга, названный тенсёгрити (от англ. «tension» – «напряжение», «растяжение»; и «integrity» – «целостность»). Цель тенсёгрити – тренинг перераспределения энергии; ему в книгах Кастанеды дон Хуан обучает своих ближайших учеников: Тайшу Абеляр, Флоринду Доннер-Грау, Кэрол Тиггс и Карлоса Кастанеду. С предисловием Кастанеды выходят книги по тенсёгрити, видеокассеты, проводятся семинары, в которых активное участие принимают сподвижницы Кастанеды, впервые появившиеся в 1970 гг. в его сочинениях как женщины-маги. Тайша Абеляр и Флоринда Доннер пишут книги – «женский» вариант Кастанеды, повествующие об их собственных судьбах и опыте ученичества у дона Хуана. Все они принимают активное участие в продвижении «мистического продукта» Кастанеды в виде книг, видеокассет и семинаров тенсёгрити. Учение дона Хуана (как и имя Кастанеды) всё больше коммерциализируется и превращается в раскрученный бренд и торговую марку. Кастанеда основывает компанию «Cleargreen», учреждает Фонд Орла, который владеет правами на его наследие. Коммерческие проекты Кастанеды 1990 гг. несколько снизили «градус духовности», связанный с его сочинениями. В то же время подразумеваемая, но не декларируемая связь Кастанеды с движением «New Age» – «Новый век», или «Новая эра» – стала очевидной. «Нью Эйдж» представляет собой популярное общественное движение, имеющее свою философию и эстетику – причудливую смесь религиозных, космических, экологических теорий, приправленных психотерапией и традиционными, в основном, восточными, психотехниками. 18 июня 1998 г. появилось сообщения о том, что 27 апреля 1998 г. в своём доме в Вествуде (Калифорния) США Карлос Кастанеда умер от рака печени. Похорон не было, тело кремировали в тот же день, останки перевезли в Мексику. Кастанеде удалось в доступной и увлекательной форме донести до широкого круга читателей идеи, изначально циркулировавшие в достаточно замкнутом круге университетских интеллектуалов. Учение Кастанеды (которое он сам считал учением «древних толтеков», племени, населявшего Древнюю Мексику) прошло определённую эволюцию и, в конечном счёте, приобрело эклектичный характер. Согласно Кастанеде, мир, в котором живёт обычный человек, есть внушённое ему с детства «описание», имеющее мало общего с реальностью. Такой человек несвободен, поскольку он подстраивается под социальные стереотипы. Истинная реальность разделена на множество уровней, в которых обитают самые разные, подчас довольно опасные, существа. С другой стороны, опытные «видящие», маги, способны воспринимать её как комплекс энергетических нитей, «протянутых из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа видятся ими же как своеобразные «светящиеся яйца»; на задней поверхности каждого такого «яйца» располагается так называемая точка сборки, влияющая на определённый уровень восприятия. Эта «точка» у социально обусловленных людей, как правило, неподвижна; в том же случае, когда она перемещается, привычное восприятие нарушается, что приводит к невероятным мистическим переживаниям.

 



 
PR-CY.ru