КУРСКАЯ и РЫЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 31

Во второй половине XIX – начале ХХ вв. при Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни была «живописня», в которой обучали иконописи. Кустари-иконописцы работали также в слободе Томаровке и слободке Супруновке Белгородского уезда, слободе Чернянке Новооскольского уезда, в городе Мирополье Суджанского уезда, в Путивльском уезде, в селе Шустове Льговского уезда, в слободе Медвенке Обоянского уезда, в селе Никитском Щигровского уезда. В Путивльском уезде в 1888 г. был зарегистрирован 21 человек «отхожих» (занимающихся промыслом вне постоянного места жительства) живописцев. Особое место в истории губернского иконописания занимала слобода Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии (ныне посёлок Борисовка Белгородской области). По преданию, начало борисовскому иконописанию было положено художником Игнатьевым, выписанным из Санкт-Петербурга владельцем слободы Борисом Петровичем Шереметевым около 1714 г. Документы сохранили имена двух борисовских иконописцев XVIII в. – Тимофея Мезеновского и Ивана Прошакова. Помимо работ для кармановского храма Мезеновской в 1765 г. поновлял образ Божьей Матери «Живоносный Источник» в одноимённом храме Коренной пустыни. Ещё одним свидетельством работы иконописцев в Борисовке в XVIII в. служат описания их икон этого времени в каталогах выставки XII археологического съезда в Харькове (1902 г.) и Курского историко-археологического и кустарного музея (1910 г.). При фрагментарности сведений для исследователей очевидно, что уже в середине – второй половине XVIII в. иконопись наряду с другими занятиями пользовалась в слободе популярностью. Недостаточными исследователи называют сведения о состоянии иконописного дела в Борисовке и в конце XVIII – середине XIX в. В «Описании вотчины» (1803 г.) среди прочего сказано, что «крестьяне имеют промыслы, и между ними «иконописцы»…». В том же «Описании...» упомянут житель Борисовки Е. Маклаков, «который имеет иконописное мастерство и рядитца в посторонних местах на работы». Известность борисовских иконописцев рубежа XVIII и XIX вв. на юго-западе России косвенно подтверждается упоминанием слободы в повести харьковского писателя Григория Фёдоровича Квитка-Основьяненко (1778–1843 гг.). Её герой живописец «Козьма Трохимович» (начало XIX в.) назван жителем Борисовки, в которой «ще найлучши богомазы, иконописцы и усяки маляри». Своеобразным отголоском известности борисовских иконописцев стал миф, сочинённый в 1880 гг. писателем Григорием Петровичем Данилевским и позже повторенный рядом исследователей, о том, будто знаменитый русский живописец рубежа XVIII и XIX вв. Владимир Лукич Боровиковский учился в слободе Борисовке. В Приходских летописях Успенской и Михаило-Архангельской церквей упоминается работавший в первой половине – середине XIX в. слобожанин-иконописец Ф.В. Чеканов. В первом и во втором случаях речь идёт об обновлении иконостасов, в 1845 г. – в Успенском храме, в 1850–1851 гг. – в Михаило-Архангельском. Факты, а также свидетельства, найденные в Борисовке в 1880 гг., позволяют исследователям заключить, что в первой половине – середине XIX в. иконописанием в слободе занимались немногие состоятельные семьи.

 



 
PR-CY.ru