КУТАИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - Страница 7

Основную часть коллекции грузинских ювелирных изделий (X–XIX вв.) составляют сокровищницы кутаисских, рачинских, лечхумских, шорапанских церквей и предметы грузинского искусства, отличающиеся высоким мастерством исполнения и художественным изяществом: серебряная ставротека из Амбролаури (19×9,8 см, X в.); сребропозлащённые икона архангелов Михаила и Гавриила из Геби (66×33 см, XIII в.), рипида из Кутаиси (87,5×87,5 см, X в.), икона архангела из Лайлаши (39,7×20,7 см, 3170 г.), икона-таблетка «Распятие». «Вознесение» (39,5×30 см, XII в.); злато-серебряная с эмалью Палеостомская икона Божьей Матери из храма Баграта (135×92,5 см, XII в.), содержащая фрагменты чеканки XVI в. и описанная русскими послами Алексеем Ивановичем Иевлевым и Никифором Матвеевичем Толочановым; серебряная панагия с изображением Божьей Матери (5,5×5,3 см, XIV–XV вв.); серебряный крест из Баракони, созданный ювелиром Мамне (157×105 см, XVI в.); золотая икона Божьей Матери из монастыря Гелати, представляющая собой центральную часть триптиха (XVI в.); золотой оклад Четвероевангелия из Ткачири (13,5×8,8 см, XVI в.); серебряная икона святителя Николая из церкви в селе Квемо-Бари (34,5×22,5 см, XVI в.); сребропозлащённые киот из церкви в селе Кулаши (17,5×22 см, XVI в.), икона архангела Гавриила из церкви в селе Сори (23,3×31,5 см, XVI в.), крест с флага из церкви в селе Челиши (44,4×23,4 см, XVI в.), икона Божьей Матери из Пицунды (29,4×4,5 см, XVII в.); икона «Распятие» из церкви в селе Хончиори (XI в.); сребропозлащённая икона Божьей Матери из монастыря Джручи (57×40 см, 1775 г.); серебряная икона великомученика Георгия из церкви в селе Орхви (X–XI вв.) и др. Коллекция иконописи и церковной утвари (716 единиц хранения, среди них – 234 иконы и креста) объединяет образцы русской и грузинской иконописи и церковную утварь XVIII – начала XX вв. Наиболее значимы исследователи называют иконы-энколпионы, представляющие собой триптихи: например, образ Божьей Матери со створками с изображением композиции «Благовещение» из церкви в селе Свири (19,5×15 см, XVI–XVII вв.), святые Кирик и Иулитта (XVII в.); комбинированные иконы (живописные в чеканных окладах): евангелиста апостола Иоанна Богослова из Накуралеши (27,8×32 см, XVII в.), великомученика Евстафия Плакиды (30,5×4,5 см, XVII в.), Божьей Матери Елеусы из Кутаиси (31,5×27 см, XVIII в.) и др. Коллекция текстильных изделий содержит церковные (654 образца) и светские принадлежности (1254 единиц хранения), большинство из них исследователи датируют XVII–XIX вв. Исследователи находят примечательными церковные облачения из ткани, украшенной растительными орнаментами и сюжетами Нового Завета. На некоторых есть надписи, позволяющие исследователям установить, кем и когда была пожертвована или сделана ткань. Коллекция изобразительного искусства содержит образцы станковой живописи и скульптуры (347 единиц хранения) XIX–XX вв., в том числе работы грузинских и зарубежных художников Яна (Ивана) Паевского, Василия Вячеславовича Кроткова, Георгия (Григория) Зазиашвили, Ладо Давидовича Гудиашвили, Елены Дмитриевны Ахвледиани, Александра Александрович Бажбеука-Меликова и др. Фонд новой истории и просвещения содержит 15 379 документов Новой и Новейшей истории, а также материалы (10 215 единиц хранения) из Музея народного образования Кутаисского педагогического института (ныне Педагогический институт имени А. Церетели).

 



 
PR-CY.ru