КУРБСКИЙ Андрей Михайлович - Страница 13

В «Истории...» и «Новом Маргарите» А.М. Курбский подробно излагает, как один из лидеров Избранной рады, священник домового Благовещенского собора в Кремле Сильвестр, после пожаров 1547 г. перевоспитывал царя, а перед высылкой в Соловецкий монастырь предрёк Божью кару за новые прегрешения царя и его советников. Пользуясь в эмиграции сообщениями из Москвы, А.М. Курбский приводит уникальные известия о событиях после ухода митрополита Афанасия с первосвятительской кафедры. Он сообщает о введении на митрополичий двор (об избрании в митрополиты) святителя Германа (Садырева-Полева), который, по сведениям А.М. Курбского, вскоре был тайно убит по царскому повелению. Самостоятельную житийную повесть А.М. Курбский посвящает Московскому митрополиту священномученику Филиппу (Колычеву), уподобляя его раннехристианским мученикам. В заключительной части «Истории...» приведена житийная повесть о преподобном Феодорите Кольском, в которой представлены заволжские старцы и сочувствующие им нестяжатели. Другим жертвам опричного террора А.М. Курбский посвящает значительный раздел своей «Истории...», который по аналогии с поминальным церковным жанром получил наименование «мартиролог». Пострадавших от своеволия царя князей и нетитулованных землевладельцев он упоминает как мучеников, славных не только подвигами за православную «резпублику» и освобождением единоверцев из плена, но и благочестием, обличениями нецеломудренного поведения царя и его «ласкателей», начитанностью в Священном Писании. Сбором данных о жертвах опричнины А.М. Курбский осуществлял высказанное им царю ещё в первом послании обещание не молчать о гонениях в православном царстве и представить свои записи в качестве свидетельства на Страшном Суде. А.М. Курбский стал центром притяжения эмигрантов из России, и его записи, основанные на рассказах свидетелей тирании, способствовали сохранению памяти о преследованиях и жертвах террора в России. «Сборник Курбского» известен в двух основных ранних редакциях, в списках не раньше 1660–1670 гг. Первая редакция состоит из «Истории о князя великого Московского делех» и трёх посланий А.М. Курбского к Ивану IV Васильевичу. Самые ранние списки данной редакции сборника – Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека. Санкт-Петербургская духовная академия. Во вторую входят те же произведения, что и в первую, и приложения к ним: переписка А.М. Курбского с польскими и литовскими корреспондентами, «История о осьмом соборе», отрывки «Церковной истории» Евсевия Памфила и отдельные Слова Иоанна Златоуста, не вошедшие в тома «Новый Маргарит» и «Симеон Метафраст».

 



 
PR-CY.ru