КУРБИНОВО - Страница 4

В более широком плане аналогию представляют такие памятники, как фрески Энклистры в монастыре преподобного Неофита близ Пафоса (1183 г.) и церкви Аракос Панагии близ Лагудеры (1192 г.) на острове Кипр, созданные византийским художником Феодором Апсевдом. Их стиль характеризуется таким же, как в церкви великомученика Георгия, пристрастием к чрезмерно вытянутым пропорциям фигур и избыточным складкам одеяний, однако в трактовке складок больше орнаментальной упорядоченности, тогда как динамизм драпировок заметно ослабевает. Более ровным, цельным делается внешний контур фигуры. Ослабляются светотеневые контрасты. Лики тяготеют к классическому типу. Образный строй в целом не имеет остроты экспрессии курбиновского. Скорее, аналогию для этого аспекта росписей церкви в Курбиново представляет, по мнению исследователей, «динамический» стиль таких памятников, как фрески церкви великомученика Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164 г.), церкви великомученика Георгия в Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, Сербия (около 1175 г.), церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Великом Новгороде (1189 г.), из библиотеки монастыря Ватопед на Афоне (1197–1198 гг.), церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199 г.), монастыря Рабдуху на Афоне (конец XII – начало XIII вв.). Однако в них экспрессия носит отчётливо выраженный аскетический характер: во многих случаях художники прибегают к предельно скупому письму в три тона и, отказываясь от какой бы то ни было постепенности в трактовке рельефа, подчёркнуто противопоставляют друг другу стилизованные света и тени. Достигаемые при этом эффекты по степени своей отвлечённости превосходят все предпринятое ради повышения экспрессии в церкви великомученика Георгия. Такой разрыв с классической традицией, по мнению большинства исследователей, является признаком провинциальности. В оценках среды, породившей росписи церкви в Курбиново, подобного единства не наблюдается. К провинции их склонны были относить М. Райкович, Курт Вайцман, Виктор Никитич Лазарев, Отто Демус, Д. Мурики. Столичный уровень мастерства за памятником признавали Радивое Любинкович, М. Хадзидакис, Лиди Хадерман-Мисгвиш, С. Томекович. При этом Л. Хадерман-Мисгвиш, подчёркивавшая, что само по себе отступление от классических норм не должно расцениваться как примета провинциальности, репрезентативными для процессов в столичном искусстве позднего XII в., считала, по мнению исследователей, не только фрески Курбиново, но и памятники, подобные Нередице. С. Томекович, напротив, делала исключение только для художников Курбиново, трактуя их стиль как разновидность «маньеризма», отождествляемого ею с главным направлением художественного развития второй половины 1160 гг. – начала 1200 гг. По мнению Ольги Сигизмундовны Поповой, именно «динамический» стиль с его аскетической экспрессией стал главным событием в искусстве второй половины XII в., тогда как «маньеризм», в том числе и курбиновского типа, представлял более камерное явление, хотя и отмеченное общим для эпохи стремлением к спиритуализации образа.



 
PR-CY.ru