КУРБИНОВО

КУРБИНОВО (Македония) – село с церковью великомученика Георгия Победоносца вблизи озера Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской православной церкви. Церковь великомученика Георгия Победоносца, выдающаяся своими фресками, – небольшая (около 15×7 м) однонефная базилика с двухскатной деревянной кровлей и полукруглой апсидой. Функции жертвенника и диаконника выполняют ниши, устроенные в толще восточной стены по сторонам апсиды. Входы в базилику – с западной, южной и северной (частично заложен) сторон. В интерьере сохранились каменные синтрон и престол, первоначальный темплон утрачен. Фресковая надпись на восточной стороне престола сообщает о начале росписи церкви 25 апреля 1191 г. Декорация расположена в три, а на западной стене в четыре яруса, основанием служат мраморировки. В конхе апсиды изображена Богоматерь на престоле с Младенцем на коленях, с предстоящими ангелами. Поза Богомладенца оживлённостью напоминает иконографический тип «Взыграние». Богоматерь обнимает Сына левой рукой и придерживает ножки правой; над Её головой – эпитет «Победоносная». По контуру конхи помещена надпись, прославляющая Пресвятую Богородицу: «Предстоят раболепне рождеству Твоему чини небеснии, дивящеся достойно Твоему безсеменному рождеству, Приснодево, Ты бо чистая, и прежде рождества и по рождестве еси» – первый тропарь шестой песни канона Пресвятой Богородице в неделю утра, глас 1. Под конхой помещена композиция «Служба святых отцов» («Поклонение Жертве»), в центре которой находится изображение престола с возлежащим на нём Иисусом Христом, а также с потиром и дискосом с евхаристическим хлебом под звездицей. Это – самый ранний из сохранившихся примеров подобной иконографии; на её формирование предположительно повлияли Константинопольские соборы 1156–1157 гг. В числе предстоящих святителей изображён преподобный Ахиллий, епископ Ларисский, чьи мощи находились неподалёку от Курбиново, в соборе в честь этого святого в городе Преспа (современный Айос-Ахилиос) на озере Микра-Преспа. Над конхой в щипцовой зоне композиция «Вознесение», в которой необычно, по мнению исследователей, изображена мандорла Иисуса Христа: центральная синяя часть мандорлы испещрена белым рисунком, принимающим вид волн, рыб, человеческих профилей, фантастического льва со змеиной головой на хвосте. По мнению исследователей, так автор росписи старался передать упоминание о «живой воде» в чтении из пророка Захарии на великой вечере Вознесения (Зах. 14:8–11). По сторонам конхи – композиция «Благовещение». В нишах жертвенника и диаконника – полуфигуры св. диаконов Стефана (?) и Евпла. В щипце западной стены – фрагментарно сохранившаяся композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов». Ниже – Ветхий денми с поклоняющимися ему ангелами, херувимами, серафимами.

 



 
PR-CY.ru