КУРБИНОВО - Страница 3

В арке люнета на северной стене сохранились фрагменты орнаментальной росписи; на восточном, западном и южном фасадах видны следы более ранней росписи, имитирующей кирпичную кладку. Фрески церкви в Курбиново демонстрируют обусловленную богословскими дискуссиями своего времени тенденцию к сопоставлению иконографических типов, в которых больше выделена человеческая или Божественная природа Спасителя. Однако композиции, где Иисус Христос предстаёт в окружении мандорлы («Вознесение», «Ветхий денми», «Успение», «Преображение», «Сошествие во ад»; во «Входе в Иерусалим» силуэт холма зрительно уподобляется мандорле), а также непривычно крупные размеры изображений выдвигают на первый план тему Божественной славы Спасителя. С этим лейтмотивом согласуются победные ноты, звучащие в надписи над головой тронной Божьей Матери, в изображении креста в руках равноапостольных Константина и Елены и в самом посвящении церкви великомученику Георгию Победоносцу, фигура которого доминировала в росписях фасадов и являлась одним из главных акцентов в интерьере. По мнению исследователей, в росписи принимали участие несколько художников, однако стиль памятника обладает несомненным единством. Для него характерны плоскостные ритмичные композиции, вытянутые пропорции фигур, которые при этом не лишены рельефа, местами (особенно в области ликов) сильно подчёркнутого. Физиогномический тип необычный – с близко посаженными глазами, высокими скулами, крупным носом с широкими ноздрями. Движения фигур порывисты, одеяния почти всегда отличаются динамичностью: избыточные складки прихотливо извиваются на спине, подолы волнуются, далеко в сторону отлетают шлейфы. Фоном для фигур в большинстве композиций выступают плоскостно трактованные холмистый пейзаж или архитектура, они разворачиваются по вертикали, в отдельных случаях почти не оставляя места небесам. В колорите росписей велика роль окрашивающих эти мотивы коричневатых, розоватых, охристых и зеленоватых тонов. В одеждах преобладают сочетания сильно высветленных розоватых и зеленоватых, а также голубоватых и охристых цветов, но исследователи встречают и более тёмные – красновато- и лиловато-коричневые, глухие зелёные и синие тона. Нередки цветные рефлексы, голубоватые на розовом или желтоватые на зелёном. В письме ликов контрастно сочетаются зелёный цвет теней с красным цветом губ, румянца и контурных описей. Чистый белый цвет заметен, главным образом, в ярких и широких внешних кольцах мандорл, но также использован для одежд и ряда деталей. Исследователи отмечают, что особенно острой экспрессией отличаются фрески в западной части церкви, например, композиция «Успение», где мастер прибегает к сильным искажениям личной и телесной пластики и акцентирует деформации контрастной светотенью. Карнацию он пишет с минимальным использованием охры, активизируя, напротив, звучание зелёных тонов и придавая ликам то более насыщенный оливковый, то менее определённый, белесый, оттенок. Стиль фресок церкви в Курбиново находит ближайшее, вплоть до полного совпадения в типе фигур и ликов, соответствие в части росписей церкви святых Врачей в Кастории, выполненной, по мнению исследователей, теми же самыми мастерами.

 



 
PR-CY.ru