КИПРИАН - Страница 4

К легендарным сказаниям исследователи относят и подложный акт об обретении мощей Киприана, которое якобы состоялось в 1201 г. Согласно этому документу, при разборке примыкавшей к кафедральному собору стены работники обнаружили каменную гробницу, в которой находился деревянный ларец с человеческими останками, на нём была надпись: «Здесь почивает прах блаженных Киприана, Мандриана и Флавиана» («Hic iacent ossa beatorum Cypriani, Mandriani et Flaviani»). По указанию епископа Понса Розена (Рансена) мощи святых были перенесены в собор. К XVI–XVII вв. исследователи относят более подробные сведения о почитании Киприана, получившем распространение преимущественно в Тулоне и Марселе. В этот период Киприан почитался как св. покровитель Тулона; в день его памяти совершалась процессия с его мощами, а также со статуей. По преданию, на одной из городских площадей щека статуи краснела, как якобы воспоминание о пощёчине, которую нанёс епископу некий арианин, разгневанный успешной проповедью Киприана среди еретиков. По указанию кардинала Агостино Тривульцио, апостольского администратора диоцеза Тулон (1524–1535 гг.), мощи Киприана были освидетельствованы, главу святого поместили в серебряный реликварий. В 1618 г. использовавшийся в Тулоне оффиций Киприана был отредактирован Антуаном дю Бланом, прево соборного капитула, а затем повторно исправлен, при этом удалена бóльшая часть сведений, восходивших к агиографической легенде XIV в. (о мученической смерти Киприана и др.). При составлении новой версии чтений использовано Житие Кесария Арелатского и его завещание, изданное Лаврентием Сурием и Винченцо Барралисом, однако были сохранены сведения, не подтверждённые надежными источниками (например, о присутствии диакона Киприана на Агатском (Агдском) соборе (506 г.), о споре Киприана с королём Аларихом о православной вере, об обращении Мандриана и Флавиана и др.). Согласно чтениям в бревиарии епископства Фрежюс, Киприан получил воспитание в аббатстве св. Виктора в Марселе, после чего был принят св. Кесарием Арелатским в состав клира. Он участвовал во многих церковных Соборах и успешно боролся с арианской ересью. В 1660 г. в связи с перестройкой кафедрального собора мощи Киприана были вновь освидетельствованы и положены в новую раку, помещённую в главном алтаре собора. В указе епископа Пьера де Пингре (1659–1662 гг.) отмечалось, что раньше мощи Киприана хранились небрежно, частицы мощей раздавали частным лицам, поэтому впредь рака должна быть заперта на четыре замка, ключи от которых находились бы у должностных лиц капитула и у городских консулов. В 1792 г., во время Французской революции, хранившиеся в соборе ценности, в том числе серебряный реликварий для главы Киприана, конфисковали. Однако мощи святого были спрятаны католическим духовенством и впоследствии возвращены в собор. В 1851 г. в Тулоне основан приход во имя Киприана (приходская церковь в неороманском стиле построена в 1870–1872 гг.). Поминовение святого совершалось также в епископствах Марсель и Фрежюс, в состав последнего с 1822 г. вошла территория упразднённого диоцеза Тулон. В настоящее время Киприан почитается как один из покровителей епископства Фрежюс-Тулон; память святого под 3 октября внесена в Римский Мартиролог (редакция 2001 г.).



 
PR-CY.ru