КИПРИАН

КИПРИАН (VI в.) – епископ города Телон (ныне Тулон, Франция), один из ближайших учеников и сподвижников Кесария Арелатского (Арльского), святой (память в Западной церкви 3 октября). По мнению исследователей, состоял в общине клириков, живших в епископской резиденции, где и получил образование под руководством святителя Кесария Арелатского. Не позднее 517 г. возведён на Телонскую кафедру. Принял участие в работе нескольких Соборов, неизменно поддерживал богословскую позицию и церковно-дисциплинарные решения св. Кесария Арелатского. В соборных постановлениях подпись Киприана стоит на одном из первых мест, что, скорее всего, как полагают исследователи, отражало степень близости к святителю Кесарию и значимость поддержки, которую Киприан оказывал митрополиту. 14 епископов, в том числе Киприан, и четыре пресвитера из Южной Галлии (входила в состав королевства остготов) присутствовали на Арелатском соборе 524 г., созванном по случаю освящения базилики Пресвятой Девы Марии. Решения Собора касались порядка принятия кандидатов в клир и возведения на епископские кафедры, подчёркивалась необходимость придерживаться «постановлений древних отцов» («antiquorum patrum statuta»). Киприан участвовал в Карпенторатском (Карпантраском) соборе 527 г., на котором рассматривались вопросы, связанные с правом епископов распоряжаться собственностью сельских церквей (parrociae). Участники Собора заявили о недопустимости злоупотреблений, потребовав, чтобы епископы не отчуждали в свою пользу имущество, необходимое для существования церкви. На Соборе в Вазионе (ныне Везон-ла-Ромен; ноябрь 529 г.) по инициативе Кесария Арелатского были проведены богослужебные преобразования с целью привести галльские обычаи в соответствие с традициями Римской церкви. Под актами Массилийского (Марсельского) собора 533 г., созванного для суда над Контумелиозом, епископом города Рейи (ныне Рьез), которого обвиняли в безнравственности и растрате церковного имущества, подпись Киприана стоит сразу после подписи Кесария Арелатского. В 520 гг. как из-за дисциплинарных мер Кесария Арелатского, стремившегося укрепить свою власть как папского викария и первенствующего епископа Галлии, так и из-за богословских расхождений обострились разногласия между его сторонниками и другими галльскими иерархами. Основная часть галльского духовенства отвергала учение Августина Блаженного о благодати, свободной воле и предопределении, следуя «полупелагианской» позиции, наиболее последовательно выраженной св. Фавстом (ум. до 500 г.), епископом Рейским. Кесарий Арелатский занимал компромиссную позицию: вслед за Августином Блаженным он признавал основополагающее значение божественной благодати для зарождения веры в человеческой душе и для совершения добрых дел, но отвергал его учение о предопределении человека к спасению или к проклятию. В проповедях святитель утверждал, что всякий христианин, творящий добрые дела, может достичь спасения. Противники Кесария Арелатского объединились вокруг Вьеннского епископа Юлиана, чья кафедра находилась на подконтрольных бургундам, а затем франкам землях.

 



 
PR-CY.ru