КИПРИАН - Страница 3

Во второй книге деятельность Кесария Арелатского представлена с точки зрения представителей арелатского духовенства (управление диоцезом, пастырские визитации) и лиц, близко знавших святого (частная жизнь святителя, его беседы со знакомыми, видения и сны). Поскольку составители Жития лично знали Кесария Арелатского, были очевидцами многих описанных событий и стремились сохранить как можно больше сведений о святом, оно является для исследователей ценным историческим источником. Основным литературным образцом в работе над ним послужило, по мнению исследователей, Житие Илария Арелатского, составленное Гоноратом Массилийским. Сохранилось послание Киприана к Максиму, епископу Генавы (ныне Женева), где рассматривается вопрос о двух природах Христа. Автор возражает епископу Максиму, который посчитал неортодоксальным использованное Киприаном выражение «Бог пострадал как человек» («eo quod Deum hominem esse passum dixerim»). Послание составлено раньше 541 г., возможно, вскоре после Собора в Валенции, на котором могла состояться встреча Киприана с Максимом. Кроме Священного Писания автор ссылается на труды Илария Пиктавийского и Лепория (V в.). Киприану принадлежит предисловие к переработке «Иудейской войны» Иосифа Флавия, приписываемой Егесиппу. Иногда Киприана называют автором «Семикнижия», стихотворного переложения первых семи книг Ветхого Завета, но, по мнению большинства исследователей, поэма принадлежит Киприану, галльскому автору V в. Киприан скончался до 549 г.: на состоявшемся в этом году Соборе в Аврелиане присутствовал его преемник – епископ Палладий. Самые ранние сведения о почитании Киприана в Тулоне относятся к XII–XIII вв. О святом упоминается в эпитафии Арльского архиепископа Пьера Иснара (ум. в 1190 г.), занимавшего Тулонскую кафедру. О праздновании памяти Киприана 3 октября исследователям известно с конца XIII в., к 1283 г. относится упоминание о реликвии святого, помещённой в алтарь кафедрального собора в Тулоне при освящении. В 1333 г. в соборе существовала капелла во имя Киприана. В 1374 г. в стене кафедрального собора в Тулоне были обнаружены документы с изложением сведений о Киприане, имевших легендарный характер. Среди этих документов были акт об основании графом Гильбертом собора в Тулоне (1096 г.) и Жития легендарных епископов города, начиная с Клеона, сподвижника св. Лазаря Четверодневного (Жития были якобы переписаны по указанию графа Гильберта с древней рукописи, заверенной епископом Дезидерием (VI в.)). Согласно Житию Киприана, святой происходил из знатного марсельского рода. Находившихся у власти готов, которые исповедовали арианство, святой усердно обращал в православную веру. Среди обращённых были готские военачальники Мандриан и Флавиан, которые затем стали отшельниками. Они погибли вместе с Киприаном при взятии города лангобардами (556 г.). Эти сведения были отвергнуты болландистами как недостоверные, а документы признаны подделкой. На время составления Жития Киприана, обнаруженного в 1374 г., указывают имеющиеся в нём заимствования из стихотворного Жития св. Гонората на окситанском языке, написанного Раймоном Феро (около 1300 г.).

 



 
PR-CY.ru