КСЕНОФАН из Колофона - Страница 7

Основное утверждение философской теологии Ксенофана засвидетельствовано в цитате, приводимой Климентом Александрийским: «Один бог, между богов и людей величайший,/ Не подобный смертным ни обликом, ни мыслью». В современной науке М. Дж. Эдвардс предпринял попытку доказать, что это высказывание не принадлежит Ксенофану и является созданной христианскими авторами фальсификацией, отражающей монотеистические убеждения, невозможные в рамках ранней античной философии. Однако исследователи отмечают, что приводимая Климентом Александрийским цитата хорошо согласуется со всеми античными свидетельствами о философской теологии Ксенофана и не имеет явных признаков христианского происхождения, вследствие чего аргументация и выводы М. Дж. Эдвардса не были приняты другими учёными и данный фрагмент признаётся подлинным. Использование превосходной степени прилагательного «великий» и предикативное употребление прилагательного «один» указывают на то, что в цитате Ксенофана речь идёт не о сравнении, а о противопоставлении и об исключении: «Есть лишь один истинный бог, несравненно более великий, чем все боги и люди...». Такая интерпретация подтверждается второй строкой цитаты, где говорится, что истинный бог ни внешне (обликом), ни по внутренней природе (мыслью) не подобен «смертным» (это прилагательное объединяет здесь людей и «низших» богов, рождающихся, а следовательно, и умирающих). Таким образом, кроме божеств, известных из мифов и отличающихся от людей некими свойствами, возможность существования которых Ксенофан не отрицал, отвергая лишь ложные сообщения о них мифографов, есть один истинный бог, иноприродный как этим низшим богам, так и людям (по убеждению Ксенофана, об этом боге люди узнают благодаря собственному разуму и философскому рассуждению). В различных источниках засвидетельствованы основные свойства, которые Ксенофан приписывал богу: 1) единство; 2) вечность; 3) неподвижность; 4) бог есть «ум» и «разумение», однако лишён подобных человеческим физических органов восприятия и мышления: «...Весь целиком он видит, весь мыслит, весь слышит»; 5) бог «беспределен», хотя некоторые доксографы, напротив, свидетельствуют о том, что Ксенофан считал бога «конечным» или «ограниченным»; 6) бог «шарообразен» и «подобен в каждой точке». Многие исследователи полагали, что представленное в источниках учение Ксенофана о свойствах бога противоречиво и свидетельства разных авторов не могут быть согласованы. Однако корректный и непротиворечивый синтез высказываний Ксенофана возможен, если учитывать, что для Ксенофана, являющегося продолжателем традиции Милетской школы, единый бог существует в неразрывной связи с видимым миром (космосом) и определяется через отношение к миру. Наиболее ранними и надёжными источниками, в которых говорится об интерпретации Ксенофана отношения между единым богом и миром, исследователи считают высказывания Платона и Аристотеля. Согласно Платону, Ксенофан учил, что «все вещи суть одно»; таким образом, важнейшей идеей Ксенофана было признание внутреннего единства мира, с которым и было связано его учение о едином боге как о принципе и об основании этого единства. Аристотель в «Метафизике» также относит Ксенофана вместе с Парменидом и Мелиссом к числу тех, кто учили, что «всё есть единая природа», или «единое».

 



 
PR-CY.ru