КСЕНОФАН из Колофона - Страница 3

Диоген Лаэртский приводит несколько противоречащих друг другу версий того, чьим учеником был Ксенофан: 1) он принадлежал к «италийской философии» и был последователем Пифагора и его сына Телавга; 2) он был учеником ритора Ботона Афинского; 3) он был учеником Архелая, последователя Анаксагора; 4) он был учеником Анаксимандра; 5) он не имел учителя и наряду с Гераклитом принадлежал к числу «разрозненных», т.е. самостоятельных, философов. Хотя Ксенофан был современником Пифагора, у исследователей нет оснований считать, что он испытал какое-либо влияние с его стороны. Встречающиеся у Диогена Лаэртского замечания, будто бы свидетельствующие о связи Ксенофана с пифагорейской традицией, либо анахроничны и вымышлены, либо отражают критическое отношение Ксенофана к пифагореизму. По мнению исследователей, свидетельства о зависимости Ксенофана от пифагореизма восходят к пифагорейским сочинениям, авторы которых стремились искусственно связать элеатов с пифагореизмом. Гипотезы о Ботоне или Архелае как учителях Ксенофана исследователи также считают недостоверными. Наиболее близкой к действительности современные учёные считают версию о том, что Ксенофан был знаком с Анаксимандром и мог в течение какого-то времени учиться у него. Некоторые исследователи полагают также, что Ксенофан проявлял интерес к философии ещё в период жизни в Колофоне и познакомился в это время с учением Милетской школы; исследователи не исключают, что он посещал Милет, располагавшийся недалеко от Колофона, и, вполне возможно, встречался там с Фалесом Милетским. Исследователи полагают, что на рубеже VI и V вв. учение Ксенофана было достаточно хорошо известно и популярно среди греков не только в италийских, но и в ионийских городах. О философских воззрениях Ксенофана был осведомлён Гераклит, который упоминает Ксенофана в одном ряду с Гесиодом, Пифагором и Гекатеем; Ксенофан отнесён Гераклитом к числу писателей и философов, обладавших «многознанием», но не приобретших «ума», т.е. не достигших истинной мудрости. Диоген Лаэртский со ссылкой на доксографа Гермиппа (III в. до н.э.) пишет о том, что Ксенофан был учителем Эмпедокла; однако, даже если это соответствует действительности, речь идёт лишь о первоначальном и кратковременном ученичестве. В античной философской традиции, начиная с Платона и Аристотеля, закрепилось мнение, что Ксенофан был учителем Парменида и основателем Элейской школы. В эллинистическую и византийскую эпохи представление о Ксенофане как об основателе Элейской школы стало фактически общепризнанным; например, Климент Александрийский и Феодорит Кирский прямо называют его «зачинателем Элейской школы». В науке конца XIX – начала XX в. преобладала критическая тенденция, приверженцы которой указывали на то, что в сохранившихся фрагментах Парменида и других представителей Элейской школы не встречаются упоминания о Ксенофане, заимствования из его сочинений или прямые ссылки на его учение, и оспаривали наличие преемства между учением Ксенофана и взглядами элейских философов. Однако современные исследователи признают наличие ряда бесспорных идейных параллелей в философских воззрениях Ксенофана и Парменида и считают, что идеи Ксенофана могли оказать значительное влияние на формирование учения Элейской школы. При этом внутри школы Ксенофан, вероятнее всего, не считался её основателем и не пользовался непререкаемым философским авторитетом.

 



 
PR-CY.ru