КСЕНОФАН из Колофона - Страница 4

В корпусе «Фрагменты досократиков» цитируемые древними авторами отрывки из сочинений Ксенофана были распределены по трём разделам: 1) «Элегии»; 2) «Силлы»; 3) «О природе» (такое деление сохраняется и в большинстве последующих изданий). Однако эти разделы являются условными и лишь отчасти соответствуют сохранившимся в источниках сведениям о сочинениях Ксенофана. Диоген Лаэртский свидетельствует, что Ксенофан сочинял «эпические стихи» (т.е. стихотворения, написанные эпическим гекзаметром), элегии и ямбы «против Гесиода и Гомера», а также был автором эпических поэм «Основание Колофона» и «Колонизация Элеи Италийской», которые вместе насчитывали 2000 стихов. Эти сведения были заимствованы Диогеном Лаэртским из несохранившегося сочинения «О поэтах» историка литературы Лобона Аргосского (III в.). Как убедительно показал М. Джиганте, сведения о двух эпических поэмах Ксенофана являются вымыслом Лобона, который нередко приписывал древним авторам несуществующие произведения. Бесспорно засвидетельствованным в источниках исследователи считают существование лишь одного сочинения Ксенофана, которое либо им самим, либо его последователями было озаглавлено «Силлы». Это сочинение представляло собой разделённый на несколько книг (как минимум на пять) сборник поэтических произведений, которые отличались друг от друга по стихотворному размеру и по тематике. Исследователи полагают, что именно к «Силлам» восходят все известные ныне фрагменты Ксенофана, среди которых в отдельную группу на основании формального признака стихотворного размера выделяют «элегии». Сочинение с таким же названием было создано скептиком Тимоном из Флиунта (IV–III вв. до н.э.), который, согласно Сексту Эмпирику, отзывался о Ксенофане с похвалой, считал себя его последователем и посвятил ему это произведение. Исследователи полагают, что в последующей традиции название сочинения Тимона было перенесено на сочинение Ксенофана, которое первоначально являлось собранием без заглавия, однако исследователи не исключают и того, что Ксенофан действительно первым использовал слово «косоглазые» (т.е. насмешливо косящиеся на кого-то) в качестве названия поэтического сборника и обозначения литературного характера представленных в нём стихотворений. Согласно свидетельствам Прокла Диадоха, Ария Дидима, Цицерона и других авторов, в «Силлах» Ксенофан, нередко внешне и формально подражая Гомеру и Гесиоду, излагал и насмешливо критиковал религиозные представления поэтов, высмеивал верования и обычаи своих современников, а также порицал и опровергал мнения философов, «осыпая бранью дерзкие притязания тех, кто осмеливаются утверждать, что они что-то знают»; Диоген Лаэртский упоминает, что среди прочих Ксенофан высмеивал Фалеса, Пифагора и Эпименида. Исследователи полагают, что впоследствии теологические и физические отрывки из «Силл» были собраны в некий компендиум, который был известен в эллинистическую и византийскую эпохи как «сочинение» Ксенофана «О природе». Наличие у Ксенофана составленного им самим особого сочинения с таким заглавием современные исследователи считают крайне маловероятным.

 



 
PR-CY.ru