КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 11

Образы Корнилия (одного, в молении Богоматери или в числе избранных святых) исследователи встречают в описях монастырей Вологодского региона. Одна из икон необычного извода (Корнилий с моделью храма в руке) сохранялась в Сретенском соборе села Савватьева (бывшей Савватиевой пустыни). Относительно распространённым изводом иконографии Корнилия, литературный источник которого не найден, исследователи считают «Моление преподобного Корнилия Комельского Пресвятой Богородице». Некоторые пядницы с этим сюжетом уже в описи 1676 г. упоминались как ветхие: «...На дву странах от церковных дверей да от брацкаго стола две иконы пядницы Моление Пречистыя Богородицы, а у подножия у обеих икон Корнилей чюдотворец, обе писаны на краске, ветхи». Наиболее ранние известные образцы, близкие по иконографии и стилю, исследователи датируют последней третью XVII в.: иконы из собора Николая Чудотворца в Кадникове (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) и из Рухлядной палаты Соловецкого монастыря (Архангельский музей изобразительного искусства), прорись с иконы XVII в. из Сийского лицевого подлинника. В левой части композиции – Божья Матерь на облаке, в небольшом повороте вправо, с развёрнутым свитком в левой руке, обращённая к Спасу в облаках. Справа Ей предстоит коленопреклонённый Корнилий в монашеском облачении, правая рука – с именословным перстосложением, левая раскрыта ладонью перед грудью. У него характерные кудри, обрамляющие лик под шапкой волос, куколь за головой. На иконе конца XVII – начала XVIII вв. из церкви св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни Вологды (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) аналогичная композиция и позы персонажей, отличается пейзаж: вместо монохромного позёма – живописные горки с замысловатыми растениями, создающими атмосферу сказочного сада. Лишь изгиб реки за спиной Корнилия обозначает конкретное место в глухом Комельском лесу на берегу реки Нурмы. Изображения солнца и луны в верхней части композиции напоминают о молении святого днём и ночью, предшествовавшем основанию обители. В более поздних произведениях написаны одна или две кельи под высоким деревом с пышной кроной или под несколькими деревьями. Такого рода обитель изображена на иконе конца XVIII – начала XIX в. и на прориси на бумаге конца XIX в. (обе в Историческом музее), а также на иконах XVIII–XIX вв. из церкви великомученика Георгия в Вологде, из собора Рождества Христова в Грязовце, из церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Порошине Грязовецкого уезда и на иконе неизвестного происхождения (все в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). По мнению исследователей, сюжет моления Корнилия возник в период формирования его иконографии и в XIX – начале XX вв. использовался при создании «раздаточных» икон небольшого размера, предназначавшихся для паломников монастыря. Примером служит образок на кипарисовой доске конца XIX – начала XX вв. (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) с сокращённым иконографическим вариантом – без образа Спасителя.

 



 
PR-CY.ru