КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 14

В собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится комплект литургических покровов второй половины XIX в. (до 1884 г. – по описи этого года были поставлены на подкладах номера), происходящий из Корнилиева Комельского монастыря. На крещатом покровце и воздухе в технике цветного графического рисунка выполнены два ростовых образа Корнилия: единоличный и вместе с Павлом Обнорским. Исследователи отмечают, что тип Корнилия имеет отличия: в парном изображении у него кудрявые волосы, лежащие на голове округлой шапкой, с небольшими залысинами на лбу, в другом – пышная причёска с прямым пробором, более длинная и округлая борода; уверенный изящный рисунок характеризует работу профессионального мастера, возможно, специализировавшегося на книжной миниатюре. Корнилия часто писали на иконах вместе с другими Вологодскими чудотворцами. В описи имущества глушицких «старого» Покровского и Иоанно-Предтеченского Сосновецкого монастырей 1775 г. значится «образ преподобного князя Игнатия, игумена Димитрия Прилуцкого, Александра Куштского, Павла Обнорского, Корнилия Комелского, Григория Пелшемского чюдотворцев стоящие. В средине, в возглавии образ Господа Вседержителя…» (Российская национальная библиотека). В 1723 г. Иван Никифоров написал образ Корнилия и его ученика Филиппа Ирапского в молении Святой Троице. На большой иконе (Белозерский областной краеведческий музей) изображена на облаке Богородица с Младенцем с припадающими избранными, в том числе Белозерскими, святыми; Корнилий – седовласый старец в левой группе. Образ, предварительно датированный концом XVII – первой половиной XVIII вв., происходит, как полагают исследователи, из Андогской Успенской пустыни (ныне Белозерского района; привезён из экспедиции в 1989 г.). В иконостасе церкви праведного Лазаря в Вологде слева от царских врат находится икона «Богоматерь с Младенцем, с предстоящими преподобными Корнилием и Иннокентием Комельскими» на золотом чеканном фоне – работа в масляной технике иконописных мастерских начала ХХ в. Святые показаны вполоборота, их фигуры соразмерны по величине фигуре Богоматери, у Корнилия в руке свиток с надписью: «Б[огороди]це Дѣво, христïаномъ прибѣжище, Ты намъ помози на Тебе надѣемс». Исследователям известны изображения Корнилия в ряду избранных святых: например, на иконе преподобных второй четверти – середины XVIII в. (частное собрание в Москве) – напротив Адриана Пошехонского. Исследователи отмечают, что некоторые иконы имеют патрональный характер, например, образ «Ангел-хранитель, с преподобным Корнилием Комельским и мученицей Параскевой» второй трети XIX в. относительно крупного размера (музей Андрея Рублёва). Корнилий написан в нижнем регистре справа от ангела-хранителя на Иверской иконе Божьей Матери, с избранными святыми начала XIX в. (надвратная церковь Николая Чудотворца Псково-Печерского монастыря). На образе конца XIX в. из собора Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде запечатлены преподобный Агапит Киево-Печерский и Корнилий (его волосы со значительной сединой разделены на прямой пробор, в руке свиток с текстом: «Потщитес уб братï мо дховнïи»). Образ Корнилия иногда вводился в майские минейные циклы (как правило, изображён вместе с Патрикием Прусским): например, на гравированных святцах 1714, 1722 гг. Григория Павловича Тепчегорского, 1730 г. Ивана Константиновича Любецкого (раскрашенные экземпляры второй четверти, середины – второй половины XVIII в. в Российской государственной библиотеке); на эмалевых святцах на май последней трети XVIII в. (музей истории религии), второй половины XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии).

 



 
PR-CY.ru