КОРНИЛИЙ, Крюков - Страница 13

В клеймах 25–44 представлены посмертные чудеса: за исключением 31-го клейма, иллюстрирующего чудо о загоревшейся свече, это исцеления у гроба чудотворца, в том числе монаха Корнилия от зубной боли и Мокия, у которого отнялась нога. Преобладают исцеления душевнобольных, трактуемые как изгнание бесов, причём покидающие человека злые духи изображены нередко даже в случаях болезни иного характера (например, в 37-м клейме с исцелением князя Сергея Ивановича Гагарина). Корнилий показан в клеймах с учётом его возраста, в некоторых сценах в клобуке, но, в основном, его образ соотносится с иконографией средника. Сюжеты из Жития Корнилия проиллюстрированы на миниатюрах лицевых рукописей, в частности, в Сборнике Житий Вологодских святых конца XVII – начала XVIII вв. (Исторический музей). На двух миниатюрах, разделённых на три регистра, представлены основание обители и постройка кельи, монастырь Корнилия с церковью, труды по устроению обители и прижизненные чудеса Корнилия – с разбойниками, с монахом Ананией, с двумя монахами, которые покушались на Корнилия возле моста, а также чудо в лесу во время сбора хвороста. Изображения Корнилия исследователи обнаруживают и в клеймах житийных икон его учеников – преподобных Геннадия Костромского, Кирилла Новоезерского и Филиппа Ирапского: например, на иконах «Преподобный Геннадий Костромской, с 20 клеймами жития» 1680 гг. (частное собрание), где Корнилий написан в клобуке; «Преподобный Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» конца XVII – первой четверти XVIII вв. из деревянной церкви пророка Илии в Белозерске (Кирилло-Белозерский музей-заповедник); «Преподобный Филипп Ирапский, с 14 клеймами жития» конец XVIII в. (Череповецкое музейное объединение). Исследователям известны довольно ранние изображения Корнилия в монументальной живописи. В программе алтарной росписи Софийского собора в Вологде (1686–1688 гг., артель Дмитрия Григорьевича Плеханова) его образ размещён на южной стене придела св. Иоанна Предтечи в диаконнике собора в числе десяти преподобных, в том числе Вологодских (преподобные Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский и Корнилий). Исследователи отмечают, что ростовое изображение Корнилия не имеет ярко выраженных индивидуальных особенностей, широкая густая борода немного длиннее, чем обычно, в левой руке – свиток. Исследователи не исключают, что Корнилий написан и на одном из оконных откосов на южной стене Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684 г., артель Дмитрия Григорьевича Плеханова). Образ Корнилия введён и в стенопись галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, конца 1860 – 1870 гг., поновление – 1970 гг., около 2010 г.). В одной из групп подвижников XVI в. святой представлен седобородым старцем в профиль на переднем плане, голова покрыта куколем. Такое изображение в академической манере не соответствует, по мнению исследователей, более ранней иконографической традиции, сложившейся на вологодских землях. Образ Корнилия в медальоне был включён в программу росписи одной из хорных арок в западной части храма Христа Спасителя в Москве (1870 гг., художник В.Д. Фартусов). По мнению исследователей, образ Корнилия вышит в рост среди изображений русских святых на вставном подоле XVIII в. к саккосу митрополита Казанского Лаврентия 1660 гг. (Государственный объединённый музей Республики Татарстан).

 



 
PR-CY.ru