КОРНИЛИЙ, Косма - Страница 6

После обретения мощей святого в 1995 г., когда они были помещены в восточной части южной галереи Троицкого (бывшего Покровского) собора обители (так называемом Распятском приделе), появились новые иконы. Святого стали писать с короткими седыми волосами и длинной, узкой на конце бородой, в полном монашеском облачении (ряса, мантия, пояс, схима с куколем на плечах), цвета одеяний варьировались. С ориентацией на древнерусскую иконопись построено пространство и решён колорит золотофонных икон, созданных в иконописной школе при Московской духовной академии, а также насельницами монастыря и иконописцами из Владимира. Большое распространение получил ранний извод с совместным изображением преподобного Лукиана и Корнилия, стоящих на фоне монастыря на берегу реки Серой, как, например, на аналойной иконе около 1995 г. письма инокини Феоктисты (Санниковой). В небесном сегменте, как правило, написан образ Божьей Матери «Знамение». На образе 1996 г. из южной галереи (дипломная работа Л.Н. Улович в иконописной школе при Московской духовной академии) Корнилий изображён с окладистой, раздвоенной на конце бородой, на его свитке помещен текст: «Понеже бо в ней Д[у]хом С[вя]тым породихомся и». Преподобные показаны на разных берегах реки у основания горы, над которой высится Успенский монастырь в виде белокаменного города с узнаваемыми храмами. С этого образа, особо чтимого в монастыре, монахиней Амвросией (Митрофановой) сделано несколько списков, в том числе из алтаря Троицкого собора (Корнилий без свитка, в небесном сегменте – Владимирская икона Божьей Матери). Другой извод исследователи встречают на иконе 2003 г. из Лукиановой пустыни (дипломная работа К.В. Фёдоровой в иконописной школе при Московской духовной академии), где использована композиция Печерской иконы Божьей Матери. Корнилий представлен, как обычно, справа, его правая ладонь раскрыта перед грудью, в левой покровенной руке – модель Троицкого собора обители. Первый единоличный фронтальный образ Корнилия был написан владимирским иконописцем В.И. Некрасовым в 1996 г. и помещён на внутренней стороне крышки раки святого. Корнилий представлен в рост в оливковой рясе, синей схиме с куколем на плечах и тёмно-коричневой мантии, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. Лик святого переписан монахиней Корнилией (Шантариной) в 1998 г. После изготовления покрова на раку преподобного в 2000 г. эта икона перенесена на западную паперть Троицкого собора, и в неё вставлен мощевик. В создании шитого образа приняли участие насельницы монастыря и мастерицы из Сергиева Посада. На покрове Корнилий изображён прямолично в рост, у него длинная русая заострённая борода, на развёрнутом вверх свитке надпись: «Аще волите послушати мя, пребывайте во обители Пр[е]с[вя]тей Б[огоро]д[и]цы Успения, и аз буду о вас попечение творити». На кайме покрова вышиты строки из Акафиста Корнилию («Радуися сонма преподобных отец причастниче…»). Для местного ряда иконостаса монастырской церкви Сретения Господня монахиней Амвросией написан ростовой образ молящегося Корнилия с моделью Сретенской церкви в руке, в небесном сегменте – благословляющая десница Божья.

 



 
PR-CY.ru