КОРНИЛИЙ, Косма - Страница 5

В том же синодике перечислены книги из личной библиотеки Корнилия: «...Книга Евангелие недѣлное, книга Труба, книга Маргарит, двѣ книги Потребник болшой да малой, Псалтирь толковая да двѣ с слѣдованием, книга Иоасафа царевича, книга Библея, книга Афанасия Великаго, книга Служебник, книга Часослов, книга Символъ» (Государственный исторический музей). Ежегодно 11 августа у надгробия подвижника служили панихиду. В монастырской описи 1918 г. упомянута «в алтаре Сергиевского храма шитая схима преп. Корнилия» (Государственный архив Владимирской области). В настоящее время в экспозиции Александровского музея выставлена схима, схожая с описанной в 1918 г. Успенский монастырь закрыли в 1923 г. В 1946 г. Троицкий собор обители был возвращён РПЦ как приходский храм. В день памяти Корнилия богослужения в соборе возобновились. В 1984 г. Корнилий был канонизирован в Соборе Владимирских святых, установленном в 1982 г. В 1995 г. составлены Служба и Акафист святому. В мае того же года были обретены мощи Корнилия, в настоящее время они открыто почивают в Троицком соборе. Изображений Корнилия, созданных до его прославления, исследователям неизвестно. При реставрации в начале 1990 гг. живописной композиции «Богоматерь на престоле, с преподобными», выполненной в 1895 г. (на основе росписи 1828 г.?) на своде церкви Успения Пресвятой Богородицы александровского Успенского женского монастыря, один из коленопреклонённых схимников был подписан как преподобный Лукиан, другой наименован Корнилием. Однако, судя по тексту свитка в руке святого, помещённого слева, исследователи сделали вывод, что в росписи были изначально изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Настенный образ из Успенской церкви повлиял на разработку иконографии Корнилия при создании образа Корнилия и преподобного Лукиана к их прославлению в 1984 г. На этой иконе, которая находится в музее монастыря, святые представлены в рост в молении перед Пресвятой Богородицей на престоле в небесном сегменте. Головы седобородых старцев, как и в росписи, покрывают куколи. Святые придерживают общий свиток с начальным текстом 13-го кондака из Акафиста Пресвятой Богородице. У ног Корнилия и преподобного Лукиана изображён монастырь с редко стоящими внутри ограды храмами, на золотом фоне возвышается коричневато-красная гора с двумя деревьями на вершинах, вероятно, символизирующая высоту подвига преподобных. На полях иконы – побеги, обрамляющие вверху медальон с Голгофским крестом. Тот же автор незадолго до открытия монастыря выполнил единоличный образ Корнилия (около 1990 г.): святой изображён в рост вполоборота вправо в молении образу Божьей Матери «Одигитрия», в его левой руке – развёрнутый свиток с аналогичной надписью из Акафиста. У Корнилия шапка седых волос и длинная заострённая борода, куколь лежит на плечах. Святой стоит на берегу реки Серой, напротив обители с тесно стоящими церквами. Основные иконы Корнилия созданы после возобновления Успенского монастыря в 1991 г. Их написание было приурочено к монастырским событиям и памятным датам.

 



 
PR-CY.ru