КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

О широком распространении почитания Козельщанской иконы Божьей Матери свидетельствуют её многочисленные списки, созданные в разных художественных центрах на рубеже XIX и XX вв. Некоторые были выполнены ведущими иконописцами и владельцами мастерских Москвы и Санкт-Петербурга, например, икона в серебряном со сканью окладе начала XX в., изготовленная на московской фабрике Григория Михайловича Сбитнева (музей истории религии), образ, написанный Василием Павловичем Гурьяновым (частное собрание). Так, в традиционной иконописной стилистике (как полагают исследователи, в Мстёре) исполнена икона из коллекции музея Андрея Рублёва: пропорции фигур немного удлинённые, отсутствуют едва уловимый наклон головы Богоматери и поворот лица Младенца к зрителю, зато сохранились такие особенности извода, как разделённые на прямой пробор волосы Богоматери, тёмно-красный мафорий со звёздами, четырёхконечный крест и лжица, отложной воротник и немного приподнятая рубашка на левой ноге Младенца, светлый плат под Его фигурой. На двух золотофонных иконах (Третьяковская галерея, частное собрание) воспроизводятся пропорции, цветовое решение и детали рисунка оригинала, даже форма чаши на столе. Наиболее близким к чудотворной иконе по иконографии и стилю исследователи считают список из церкви Ризоположения на Донской улице в Москве. К группе колористически точных повторений исследователи относят также иконы и иконы-хромолитографии из экспозиции Художественно-мемориального музея Ильи Ефимовича Репина в Чугуеве, кафедрального Благовещенского собора в Харькове, Марфо-Мариинского монастыря в Белгороде, частного собрания в Москве. Небольшим паломническим образком является икона из частного собрания. Другая группа икон (восходит, по мнению исследователей, к одному из чтимых списков) отличается от первообраза колоритом: мафорий Богоматери синего цвета, платье тёплых оттенков. На сравнительно ранней и большой иконе из кафедрального Благовещенского собора в Харькове фигуры представлены ниже колен, рубашка Богомладенца и плат почти белые, на столике высокий потир, на тёмном фоне сонм херувимов. Большого формата образ письма палестинского мастера из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме исследователи считают необычным: одеяния голубых и белых тонов, стол и фон золотые с типичным для местной иконописи орнаментом. Исследователи полагают, что икона, скорее всего, была заказана в Иерусалиме паломником, пожелавшим оставить на Святой земле список святыни из родных мест. Целый ряд произведений этой группы был создан иконописцами, работавшими на украинских и южнорусских землях: использование приёмов академического письма сочетается с чертами народного примитива, как на иконах из церкви Успения Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинского монастыря в Белгороде, из Омского областного музея изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля. На одной из икон из собрания Художественно-мемориального музея И.Е. Репина в Чугуеве на голове Божьей Матери белый плат, фон тёмный. Некоторые оклады из фольги на списках Козельщанской иконы Божьей Матери изготавливались, как полагают исследователи, в мастерских «иконообдельщиц» слободы Борисовка Курской губернии (Харьковский исторический музей). Один из дешевых окладов украшен по кайме мафория полосой из драгоценных камней (церковь архангела Михаила в Торжке). Близкий композиционно к Козельщанской иконе Божьей Матери, рельефный, с остатками раскраски образ Богоматери XIX в. находился в собрании частного музея «Духовные сокровища Украины» в Киеве (фигура Младенца обнажена, стол и крест в Его руке отсутствуют). Эта икона свидетельствует о распространении на Украине подобного извода, по мнению исследователей, ещё до прославления Козельщанской иконы Божьей Матери. Списки Козельщанской иконы Божьей Матери есть также в Троицком кафедральном соборе в Днепропетровске, в Горненском монастыре близ Иерусалима и т.д.



 
PR-CY.ru