КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

В 1881 г., после исцеления Марии Капнист, для Козельщанской иконы Божьей Матери была изготовлена позолоченная с эмалью рамка (10×8 вершков, т.е. 44,4×35,5 см) в Москве у А.М. Постникова «в серебряном ряду на Никольской» ул. (в Никитниковом пер.?). После 1884 г., но до 1890 гг. был изготовлен серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями и жемчугом, который возлагали на икону в дни больших церковных праздников. Икона не исследовалась. Гипотеза об итальянском происхождении Козельщанской иконы Божьей Матери охотно рассматривалась в публикациях с конца XIX в. в связи с тем, что её иконография и живопись напоминают «итальянских мадонн». В то же время деревянная основа, композиция, стилистические особенности иконы близки к исполнению Богородичных образов XVIII – начала XIX вв. В пользу поздней датировки свидетельствует ориентированная на академическую живопись светотеневая моделировка формы, в частности, личного письма. Исследователи полагают, что Козельщанская икона Божьей Матери была создана по западноевропейскому образцу местным мастером. Пресвятая Богородица изображена сидящей, поколенно, левой рукой придерживает полулежащего у Неё на коленях Младенца Христа. В положении правой руки Божьей Матери исследователи читают молитвенный жест, в то же время Она едва прикасается кистью к правой ручке Сына, в которой Он держит крест (так называемой латинской формы, четырёхконечный, на высоком основании), словно прикрывает Его. В позе Богомладенца художник сделал попытку передать детскую непосредственность: левая ручка откинута, в сложном ракурсе ножек отмечается намёк на движение. Божья Матерь облачена в хитон и мафорий, украшенный восьмиконечными звёздами, свободными складками спадающий с головы (под ним просматривается плат), Младенец – в длинный хитон. В левом нижнем углу композиции видна часть стола, на нём небольшая чаша (на плоском основании) и ложечка – мотив кормления матерью своего дитя, который приобрёл на иконе знак выражения радости, которую Богородица принесла миру: «Радуйся, Чаше, черпающая радость!» (Акафист. Икос 11); на списках Козельщанской иконы Божьей Матери чаша изображается в виде потира, тем самым акцентируется тема жертвенного приношения. По мнению исследователей, живопись иконы поновлялась, особенно светло-оливковый фон со светлыми контурами нимбов и традиционными надписями, что затрудняет исследователям её датировку. Серебряный с позолотой и эмалью оклад был создан в Москве; голова Божьей Матери увенчана короной из камней и украшена бисерным венком. В настоящее время Козельщанская икона Божьей Матери находится в киоте (изготовлен в 2005 г.) в левом приделе храма Рождества Пресвятой Богородицы.

 



 
PR-CY.ru