КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 21 февраля) прославилась чудесами в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского уезда Полтавской губернии (ныне посёлок Козельщина Козельщинского района Полтавской области, Украина). Чудотворные свойства Козельщанской иконы Божьей Матери сразу получили широкую известность, о чудесах оставлены свидетельства многих очевидцев, но точных сведений о происхождении иконы нет. Существует две версии ранней истории образа, обе носят легендарный характер. Наиболее известна версия, восходящая к фамильному преданию графов Капнистов, которым в XIX в. принадлежала икона. Из записей графа В.И. Капниста (внук поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста) следует, что раньше образ был святыней одной из фрейлин «Государыни». Фрейлина происходила «из какого-то итальянского рода» и была обвенчана в Санкт-Петербурге «по желанию Государыни» с запорожским казаком полковым писарем Сиромахой, который числился начальником штаба у наказного гетмана Павла Леонтьевича Полуботка. Эта милость была оказана казаку за то, что он не поддержал стремление П.Л. Полуботка к расширению самоуправления Малороссии. Казаку был также дарован участок земли в Запорожье «между реками Ингулом и Вербовой», куда он отбыл с молодой супругой, взявшей с собой икону. Упоминаемые исторические реалии позволяют исследователям предположить, что данные события могли происходить с 1723 г. (призвание П.Л. Полуботка императором Петром I в Санкт-Петербург) до 1761 г. (конец правления императрицы Елизаветы, возможно, она названа в тексте «Государыней»). Упоминание итальянского рода фрейлины стало одним из оснований для того, чтобы связать икону с Италией. Наследство писаря Сиромахи перешло по женской линии к его внуку П.И. Козельскому (ум. в 1879 г.), полковнику, отставному лейб-гвардии Гродненского Гусарского полка, владельцу имения Козельщина. От него же стала известна другая версия возникновения иконы. Её услышал в 1863 или 1864 г. дворянин В. Ган (в 1909 г. письменно изложил первой игуменьи Козельщанского монастыря Агнии – Архив игуменьи Козельщанского монастыря Феофании (Зоновой)). П.И. Козельский сообщил, что икону в 1810 гг. ему прислала из Херсонской губернии в Козельщину мать Прасковья Дмитриевна (урождённая Сиромаха), вышедшая замуж за казака Козельца. Вручил фамильную драгоценность доверенный его матери Омелька. Он же передал историю иконы, в которой её обретение было связано с событиями, отстоящими от времени жизни казака Сиромахи на столетие, – со знаменательной для запорожского казачества операцией 1624 г. на Босфоре. Легендарный характер рассказа Омельки о набеге казаков на Константинополь (подожгли город с восьми сторон, освободили христиан, завладели изрядной добычей и т.п.) подчёркивает и эпизод, как «один из запорожских реестровых казаков, ворвавшись вместе с другими в... Софиевский собор, рубя и убивая молившихся там турок, в пылу свалки нечаянно рукою наткнулся на висевшую на стенке... икону и, завладев ею, представил… в числе прочей отбитой у турок добычи». Тем не менее, в русско-турецкой военной кампании среди казаков, отличившихся в сражениях и представленных к повышению звания в 1790 г., упоминается имя секунд-майора Дмитрия Сиромахи.

 



 
PR-CY.ru