КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 11

Обновлённый холодный храм был освящён в честь Входа Господня в Иерусалим. Сохранилось описание церкви 1834 г.: «...Вышиною до креста 8 сажен 2 аршина, в длину с олтарем и папертью 5 сажен, и в ширину 4 сажени 1 аршин, об одной главе, которая покрыта деревянною чешуею; на оной крест деревянный, осмиконечный, выкрашен желтою краскою; крышка деревянная, тесовая, как на церкви, так и на олтаре на четыре шатра; на паперти тесовая же, с зубцами, ветхая». С внешней стороны стены храма были обшиты тёсом и выкрашены жёлтой масляной краской. При церкви была рублёная паперть, под которой располагалось два амбара (Государственный архив Архангельской области). К 1864 г. обветшавшая церковь по ходатайству крестьян была перевезена в Б. Кудьму (в 15 км от современного Северодвинска) и освящена в 1866 г. во имя Николая Чудотворца, в XX в. разобрана. Больничная церковь в честь Сретения Господня с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, поставленная над захоронением праведных Антония и Феликса, была последним деревянным храмом обители. После строительства на новом месте каменного Никольского собора над гробницей святых была поставлена часовня. В 1719 г. по благословению архиепископа Холмогорского Варнавы (Волатковского) архимандритом Порфирием «для болничной братии на месте часовенном» над гробами святых Антония и Феликса возвели новую, тёплую церковь. В пожаре 1731 г. Сретенская церковь с больничной кельей сгорела, в 1735–1738 гг. по благословению архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Германа (Концевича) восстановлена и 24 июля 1740 г. архимандритом Павлом освящена. 30 сентября того же года освящён придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Сретенская церковь вторично сгорела, как полагают исследователи, 26 мая 1798 г., когда «от молнии произошёл пожар, истребивший как церкви, так и прочия здания в монастыре» (вместо неё в 1860 г. была построена каменная часовня). В расходных книгах строителя старца Кириака за 1551–1559 гг. упоминается о ремонте (или строительстве) колокольни (Архив Санкт-Петербургского института истории РАН). В 1588 г. мастером Петром и плотником Яковом Корелянином была срублена новая колокольня, «о девяти столбах с верхом». По описи 1601 г., на колокольне были повешены «колокол большой, да три середних, да два малых» и укреплены «часы железные боевые с получасием и указным колесом». Ограда впервые упоминается в расходной книге строителя старца Кириака 1551 г. (Архив Санкт-Петербургского института истории РАН). Из расходной книги и из описи 1601 г. следует, что Корельский монастырь был обнесён оградой «взаплот» с двумя воротами. Главные св. ворота находились с восточной стороны, напротив пристани. В начале 1640 гг. ограду перестроили, и она стала тыновой, «стоячей». В 1691–1692 гг., при игумене Василиске, после завершения переноса св. ворот с надвратным Богоявленским храмом с восточной стороны обители на западную перестроили и ограду. Опись 1834 г. сохранила подробное описание четырёхугольной рублённой из круглых брёвен ограды: «...Окружности 308 сажен, в вышину 2 сажени 3 четверти». В ограде было четверо ворот (в том числе святые: восточные и западные) и шесть башен. Седьмая располагалась с восточной стороны над св. воротами («с низу четвероугольная, а выше крыши оградной осмиугольная, на ней шатер» – Государственный архив Архангельской области), это – единственное сохранившееся деревянное строение Корельского монастыря, ныне находится в Музее-заповеднике «Коломенское».

 



 
PR-CY.ru