КОНФУЦИЙ - Страница 4

С точки зрения кардинальных личностных качеств, т.е. «благодати/добродетели» (дэ), свободный («безорудийный» – бу-ци) «благородный муж» господствует над «орудийным» «маленьким человеком», как ветер – над травой. В центре учения Конфуция – человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся и экзистенциальные («ещё не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?»), и религиозные («ещё не умея служить людям, как суметь служить навям?»), и гносеологические проблемы (знание – это «знание людей»). Человеческую «природу» (син) Конфуций, по мнению исследователей, считал этически нейтральной («по природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки»; ср. Мэн-цзы, Сюнь-цзы). Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)», результатом чего становится торжество «гуманности» (жэнь) в Поднебесной. «Благопристойность» – «внешняя», ритуализованная этико-социальная норма, – и «гуманность» – «внутренняя» морально-психологическая установка на «любовь к людям» – составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории: «благодать/добродетель», «долг/справедливость», «сыновняя почтительность» (сяо), «верность» (чжун) и др. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун-юн – «золотая середина») и «взаимности» (шу – «золотое правило морали»). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию «правильного [употребления] имён» (чжэн-мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным – «словом и делом» (мин-ши, ср. учение мин-цзя). Исследователи отмечают, что социально-политическая доктрина Конфуция опирается на приоритет моральных ценностей и норм – на этико-ритуальную «благопристойность» (ли) и церемониальную музыку (юэ) – перед иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовыми, утилитарно-экономическими, естественно-природными, которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами – соответственно легизмом (фа-цзя), моизмом (мо-цзя) и даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряжённый с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» и св. мудреца («таинственного совершенномудрого» – сюань-шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала XX в. Развившийся после падения империи в 1911 г. негативизм по отношению к Конфуцию как к главному символу консерватизма и традиционализма, который привёл к отмене в 1928 г. официальных жертвоприношений ему и обязательного изучения «Лунь юя», достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» в КНР в 1970 гг. Однако в 1980 гг. эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как к родоначальнику национальной идеи. В 1985 г. в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо), а затем в Цюйфу – Академия Конфуция (Кун-цзы яньцзююань). С 1986 г. Китайский фонд Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуй), учреждённый в 1984 г., начал издавать ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кун-цзы яньцзю», Цзинань).



 
PR-CY.ru