КОНФУЦИЙ

КОНФУЦИЙ [лат. Сonfucius, кит. Кун-фу-цзы, учитель/мудрец/философ Кун] (551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.) – первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Каноническая биография Конфуция изложена Сыма Цянем в «Ши цзи». Конфуций происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в XII/XI в. до н.э. династии Шан-Инь, переселившейся после своего падения в княжество Сун. По мнению исследователей, имя Кун-цзы, подобно имени его главного философского оппонента Лао-цзы (букв. –  «старое дитя»), таит в себе схожий оксюморон. Древнейшее зафиксированное в «Шу цзине» и «Ши цзине» значение иероглифа «кун» – «большой, великий, огромный». В таком же смысле этот знак употреблён и в «Лао-цзы». Бином Кун-цзы, по мнению исследователей, может иметь буквальный перевод «великое дитя»; хотя по сравнению с Лао-цзы исторический облик Конфуция гораздо более достоверный, его фамильный знак отличается той же смысловой соотнесённостью со своим носителем. По сообщению Сыма Цяня, «Конфуций был ростом 9 чи и 6 цуней, все его называли верзилой, и этим он отличался от других людей». При разных возможных значениях указанных мер длины (чи, цунь) рост философа оказывается в границах от 191 до 265 см, что для того времени огромная величина, поскольку стандартным считался рост в 7 чи (по определению Конфуция, приведённому в «Ши цзи», рост человека находится в пределах от 3 до 10 чи). По мнению исследователей, подобное удивительное соответствие носителя фамилии её буквальному смыслу может иметь два объяснения – натуралистическое и мифологическое. Согласно первому, представителям рода Конфуция по мужской линии высокорослость была присуща генетически. В пользу этой версии свидетельствуют следующие аргументы: фамилия Кун не принадлежала роду изначально, а появилась у одного из его представителей (Кун-фу Цзя) в VIII в. до н.э., что следует из генеалогического описания этого «наследственного дома» (ши-цзя) Сыма Цянем; далее в тексте, специально посвящённом Конфуцию, Сыма Цянь косвенно подтверждает правильность такого рассуждения, сообщая, что его потомок – Цзы Сян (III–II вв. до н.э.), подобно своему предку, был гигантского роста – 9 чи и 6 цуней. Согласно второму объяснению, соответствие имени именуемому – проявление мифологического символизма, типичного для всех древних культур, особенно китайской, предполагающего мистическое восприятие имён собственных, подчинённое закону партиципации. Коррелятивная фамилии физическая особенность Конфуция, носившая знаковый характер (в том числе и как материализация смысла фамильного знака), привлекла внимание и его критиков – даосов. Так, в «Чжуан-цзы» о внешности Конфуция сказано: «Вытянутый кверху», «сжатый снизу», т.е. коротконогий с длинным туловищем. Это описание, с одной стороны, совпадает с представлением о его высокорослости («Сюнь-цзы»), с другой – выявляет в его фигуре пропорции детского тела, что подтверждается позднее отмеченной Ван Чуном «укороченностью [тела Конфуция] ниже поясницы» («Лунь хэн»).

 



 
PR-CY.ru