КОНФУЦИЙ - Страница 2

В совокупности эти два свойства соответствуют имени Кун-цзы, понимаемому в прямом смысле: Великое Дитя. Исследователи отмечают, что в этом составном имени, казалось бы вторичный, знак «цзы» играет первостепенную роль, поскольку иероглиф «кун» от него этимологически производен, что демонстрируют все его графические формы. В этом имени исследователи видят и ещё параллелизм с главным идейным конкурентом – Лао-цзы, фамилия которого Ли (Слива) аналогичным образом состоит из двух элементов, нижним из которых является также «цзы». Более того, по мнению большинства этимологов, исходная пиктограмма «кун» изображала младенца с не закрывшимся родничком (отсюда его другое значение – «дыра, нора, полость, пустота»). Этот этимологический смысл фамилии также связан с семантикой индивидуального имени Конфуция, которая нашла отражение в сообщении Сыма Цяня («Ши цзи») о том, что Конфуций родился с кратерообразной впадиной на темени (юй-дин), которая, подобно взаимной противоположности и дополнительности сил инь и ян, контрастирует с шишкой на макушке у Лао-цзы. Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества учёных-интеллектуалов (у него было около 3 тыс. учеников). Его педагогическая доктрина, которая легла в основу образовательной и экзаменационной систем всего имперского периода, строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей («обучение вне зависимости от рода» обучаемого) с минимальной платой («связка сушёного мяса») и предполагала единство заучивания и размышления, теории и практики. Сам он в 15 лет «обрёл волю» к классическому образованию, основанному на «шести искусствах» (лю-и): этико-ритуальной благопристойности (ли), включающей танцы и поэзию; музыке (юэ); стрельбе из лука (шэ); управлении колесницей (юй); грамотности (шу) (в том числе на каллиграфии); математике (шу), связанной с нумерологией (сян-шу чжи сюэ). Теоретической и текстологической базой образования Конфуций сделал «шесть канонов» (лю цзин), которые также назывались «шестью искусствами». Начав преподавать в 30 лет, в 68 лет Конфуций полностью отдался педагогике, работая с ближайшими учениками (от 70 до 100 человек). В 50 лет, «познав небесное предопределение [тянь-мин]», он попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 г. достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и 13 лет путешествовал с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно внушая их правителям свои идеи. Последние годы жизни Конфуций провёл в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего, «Шу цзин» и «Ши цзин».

 



 
PR-CY.ru