КОНВОКАЦИЯ - Страница 5

В Новое время конвокации сохраняли преемственность средневековых собраний духовенства, проявлявшуюся, в частности, в постоянстве процедуры их проведения. Получив королевское предписание о созыве конвокации, архиепископ передавал его духовенству: в Йоркской провинции – через своих викарных епископов, в Кентерберийской – через епископа Лондонского или (при его отсутствии) Уинчестерского, которые должны были организовать выборы по принятым правилам. Кентерберийская конвокация собиралась в Лондоне и открывалась торжественной литургией в соборе св. Павла и проповедью (до 1955 г. на латинском языке). Первоначально её читал архиепископ Кентерберийский. Затем эта обязанность была передана викарным епископам, а в 1382 г. для этого был впервые приглашён проповедник. Проповеди представляли собой комментарии к Священному Писанию, мало связанные с актуальными событиями (одно из немногих исключений – проповедь Хью Латимера в защиту Реформации в 1536 г.). Затем нижняя палата с разрешения епископов выбирала себе председателя (prolocutor), выступавшего от её имени перед прелатами (до 1425 г. его обязанности исполнял декан собора св. Павла). Верхнюю палату возглавлял архиепископ, если он отсутствовал, то назначал своего представителя. С 1555 г. конвокация заседала в Вестминстерском аббатстве, в Иерусалимском зале (верхняя палата) и в часовне Генриха VII (нижняя палата), с 1897 г. – в Лондоне, в Черч-Хаусе. С 1686 г. первым делом конвокации было составление верноподданнического адреса королю, который писали епископы и дополняли члены нижней палаты, с начала XVIII в. текст, предлагавшийся архиепископом, утверждался без изменений. В целом аналогичного порядка придерживались ирландские конвокации. В Йорке порядок отличался: поскольку обе палаты заседали вместе в Йоркском соборе, нижняя палата не избирала спикера и не составляла верноподданнический адрес. В епархиальном собрании Содора и Мэна до 1842 г. исследователям неизвестны протоколы церемонии открытия, впоследствии конвокации начинались с Божественной литургии. Как правило, первым вопросом было вотирование субсидий королю. В Средние века его обсуждение занимало много времени, и иногда королю приходилось посылать специальных представителей, чтобы убедить духовенство принять положительное решение, однако после Реформации он не вызывал затруднений (исследователям известен единственный прецедент, когда конвокация не согласилась на субсидии – в 1559 г.). С конца XIII в., прежде чем утверждать налоги, конвокация могла подать королю жалобы, чтобы заставить его удовлетворить их (самый известный документ такого рода – «Articuli Cleri» 1316 г.). Иногда архиепископ мог инициировать обсуждение канонов или других вопросов веры сначала в верхней палате, затем в нижней. Предположительно с 1640 г. для этой цели нижняя палата стала формировать комитеты по образцу палаты общин, занимавшиеся отдельными вопросами. В 1563 г. конвокация приняла «39 статей» – основной вероучительный документ Англиканской церкви; отдельные канонические вопросы обсуждались конвокациями в XVII – начале XVIII вв., хотя это не всегда приводило к принятию решений (например, в начале XVIII в. успешно утвердить каноны смогла только ирландская конвокация 1711 г.). Обсуждения никогда не переносились на следующую конвокацию, а каждый раз начинались заново, хотя подготовительные документы предыдущих заседаний вполне могли использоваться.

 



 
PR-CY.ru