КАЛЛИН, Каиллин - Страница 5

В Житии сделан акцент на отношениях Каллина со св. Патрикием и св. Колумбой, которые, согласно Мурьгесу, гарантировали Каллину и его преемникам покровительство правителей из династии О Домналл. Исследователи связывают составление новой версии Жития Каллина с усилением политического влияния О Домналлов в области Брефне и с ослаблением местных правящих родов. Сочинения Мурьгеса О Мальхонаре о Каллине исследователи относят к ирландским прозиметрическим трактатам, в которых стихотворная часть фигурирует как авторитетный источник знаний, прозаическая – как развёрнутый комментарий. Близкими к этому жанру исследватели считают второе ирландское Житие св. Маэдока и ирландское Житие св. Молассе, где внимание сосредоточено на почестях и привилегиях комарб, преемников св. Маэдока и св. Молассе. Оба Жития основаны, по мнению исследователей, на более ранних стихотворных сборниках, которые целиком включены в повествование. Так, Житие св. Маэдока было составлено в XV в. на основе цикла поэм автора XII в. Гилла Мо Дуту О Кассиде. Св. Маэдок представлен как старший из св. покровителей области Брефне, в число которых входили также Каллин и Молассе. Согласно Житию, Каллин был наставником Маэдока. Каллин, Молассе и Маэдок совершили паломничество в Рим, где состоялось их епископское рукоположение. В Житии неоднократно подчёркивается, что Каллин подтвердил привилегии церквей, основанных св. Маэдоком, и живших при этих церквах комарб. Текст «Книги из Фина» с заголовком «Житие Каиллина» («Betha Chaillim») между 1627 и 1635 гг. был скопирован Михалом О Клери в рукописи. B 487 упомянуто Житие Каллина с пометой «и оно нам не нравится» («7 ni taitnenn si linn»). «Книга из Фина» послужила основой краткого сказания о Каллине, включённого Михалом О Клери в Мартиролог из Донегола. Центром почитания Каллина было селение Фина, близ которого сохранились руины двух средневековых церквей. Большой храм, однонефная церковь со скромным готическим порталом и с оконными переплётами, относится к XIV–XV вв., малая церковь, скорее всего, как полагают исследователи, построена в XV в. В XVIII в. храмы, находившиеся к тому времени во владении протестантской общины, были заброшены; около 1790 г. построена англиканская церковь св. Екатерины (закрыта в 1976 г.). До 1830 гг. в семье О'Родди передавался по наследству реликварий Каллина, изготовленный в 1536 г. по заказу Бриана О Руарька и его жены Маргариты. Реликварий, скорее всего, как полагают исследователи, предназначался для хранения рукописи (в настоящее время утрачена). «Книга из Фина», также находившаяся во владении О'Родди, была передана католическому епископу Арда и Клонмакнойза, а в 1888 г. приобретена для библиотеки Королевской Ирландской академии. В Фина хранился также почитаемый с XIII в. «колокол Каллина» – колокольчик, переделанный из чаши XII в. В начале XIX в. реликвию передали католической приходской церкви в Фоксфилде. В декабре 2010 г. реликварий и колокольчик, хранившиеся в музее диоцеза Арда и Клонмакнойз, сильно пострадали во время пожара в соборе св. Мела в городе Лонгфорд. За пределами графства Литрим в Ирландии исследователям известно лишь одно место почитания Каллина – остров Чапел (графство Голуэй), где находятся руины капеллы Каллина и источник. К XVII в. исследователи относят самое раннее упоминание о св. источнике близ селения Балликоннили, к которому 13 ноября, в день памяти Каллина, собирались паломники.



 
PR-CY.ru