КАЛЛИН, Каиллин - Страница 4

Неоднократно говорится об обязательствах гэльских правителей из рода О Домналл, которые были наиболее могущественной соседней династией. Основанием для выплаты О Домналлами дани преемникам Каллина была его дружба со св. Колумбой, который считался покровителем династии, а также то обстоятельство, что в Фина был якобы похоронен предок О Домналлов – Коналл Гулбан. По преданию, спустя семь лет после смерти Коналла Каллин воскресил его и крестил, затем тот вновь скончался и был погребён как христианин. Прославляя церковь Фина, Мурьгес использовал обширный псевдоисторический и генеалогический материал. Место, где Каллин построил храм, имело большое значение для легендарной истории Ирландии: здесь были похоронены 19 великих правителей. Фиднаха стала «главным святилищем и главной церковью всей Ирландии» («comad ard nemed ocus ardeclais os hErinn huili hi»), её посещали великие святые – Патрикий, Колумба, Адамнан (Адомнан) и др. В «Книге из Фина» утверждается, что люди из племени Конмакне, похороненные в Фина, будут спасены, а погребённых в других местах ожидают муки преисподней. Много внимания уделено святыням церкви Фина. Каллин привёз из Рима реликвии 11 апостолов, святых Мартина, Лаврентия и Стефана, завернутые в ткань, которую выткала Пресвятая Богородица. Эти святыни, а также мощи Каллина были помещены в реликварий (scrinn), который стал «прибежищем» («termand») для клириков и мирян всего мира. Другой важной святыней был «колокол королей» («clog na rig»), подаренный Каллину св. Патрикием; истории и чудотворной силе «колокола королей» посвящено несколько стихотворений. В «Книге из Фина» исследователям сложно выделить основу предания о Каллине, к которой впоследствии были добавлены вымышленные или тенденциозно интерпретированные сведения из разных источников. Исследователи полагают, что следы более раннего агиографического предания сохранились в сказании о кончине святого. При встрече со своим другом св. Манханом Каллин предсказал свою кончину в обители св. Мохоэмока и повелел через 12 лет перенести его останки в Фиднаху, где хранились другие реликвии. В сказании подразумевается Манхан из Маэтала (ныне город Мохилл, графство Литрим) – малоизвестный ирландский святой, о кончине которого под 538 г. упоминается в Анналах Тигернаха (память св. Манхана под 14 февраля значится в Мартирологе из Тамлахты (около 830 г.)). Упоминание о погребении Каллина «на кладбище Мохоэмока» («irrelicc Mochoemocc»), т.е. в Лиат-Море (близ современного города Терлес, графство Типперэри), исследователи затрудняются объяснить притязаниями управляющих церковью Фина. Около 1535 г. Мурьгес О Мальхонаре составил сокращённую версию Жития св. Каллина, которая открывается повествованием о реликвиях, принесённых Каллином из Рима, о подобающих святому почестях и привилегиях. Далее приведена выдержка из стихотворения «Благородная Ирландия, остров ангелов» («Ériu oll oilén aingeal»), в которой идёт речь о церкви Фина и реликварии Каллина.

 



 
PR-CY.ru