КИАРАН - Страница 6

Те пришли к Киарану и предложили ему свою дочь. Святой ответил, что будет жить с ней в согласии («baam aentadach-sa fria»), если она станет Христовой девой. Тогда девушка «преподнесла свою девственность Богу и Киарану» («roidpair didiu an inghen a h-oighi do Dhia & do Chiaran»). Отец девушки велел слугам приготовить для Киарана трапезу – пшеничный хлеб, мясо и пиво, но святой бросил еду под жёрнов, и она превратилась в чистую пшеничную муку. Заметив, что за его действиями наблюдает слуга, Киаран проклял его, сказав, что журавль выклюет ему глаз. Когда слуга возвращался домой, ручной журавль клюнул его в глаз, так что глазное яблоко выпало. Хозяин мельницы попросил Киарана простить слугу. Святой осенил его крестным знамением, и слуга получил исцеление. Из мешка овса, который Киаран отнёс на мельницу, получилось четыре мешка отборной пшеничной муки. Этой мукой сорок дней питались все насельники Клуан-Ирарда, третью часть отдали больным, т.к. мука не только имела вкус лучшего мёда и вина, но и обладала целительной силой. Расспросив Киарана о том, что произошло на мельнице, св. Финниан благословил его. Согласно Житию, наставник отдал «половину любви, чести и мудрости в том, что касалось людей Ирландии, Киарану и его обители» («leth derce & ordain & ecna fria firu Eirenn do Chiaran & da cathraigh»). Эти «духовные ценности», которыми впоследствии якобы обладала община Клуан-Мокку-Носа, именовались «сокровище Финниана» («ana Fhindein»). Повествование о пребывании Киарана в Клуан-Ирарде завершается эпизодами, в которых подчёркивается его превосходство над другими ирландскими святыми и объясняются причины зависти подвижников к нему. Св. Ниннид Одноглазый пришёл к Финниану учиться, но у него не было книги. Наставник велел взять книгу у других учеников, но те отказали Нинниду. Тогда Финниан посоветовал ему попросить книгу у Киарана, который в это время читал Евангелие от Матфея. Остановившись на стихе Мф. 7:12, святой сказал, что ему следует исполнить прочитанное, и отдал книгу Нинниду. На следующий день товарищи спросили Киарана, где его книга. Узнав, что он отдал Евангелие Нинниду, они в шутку назвали святого «Киаран пол-Матфея» («Ciaran leth-Matha»). Но Финниан сказал, что его настоящее прозвище – «Киаран пол-Ирландии» («Ciaran leth n-Eirenn»), т.к. святому по праву принадлежит половина острова. В глоссах к Мартирологу Оэнгуса приведён другой вариант легенды, по которому Киаран отдал книгу св. Колумбе, а тот уступил ему половину Ирландии. В дублинской версии Жития Киарана об этом повествуется иначе. Во время урока Киаран остановился на стихе Мф. 7:12, заявив, что не желает читать дальше, пока не исполнит Христову заповедь. Насмехаясь над святым, товарищи назвали его «пол-Матфея» («Leath Matha, id est dimedium Mathei»), но св. Финниан возразил: его нужно назвать «пол-Ирландии» («Leath n-Eirinn, id est dimedium Hibernie»), т.к. юрисдикция его обители будет охватывать срединную часть острова («parrochia enim eius per medium Hibernie dilatabitur»). После этого ученики затаили ненависть к святому. Согласно ирландскому Житию, клирики спросили св. Финниана, кто после его смерти будет возглавлять молитву, и тот указал на Киарана. На вопрос св. Брендана, достанется ли Киарану должность настоятеля («abdhaine dobere dhó, ar Brenainn, seoch chach»), св. Финниан ответил утвердительно. Тогда все ученики св. Финниана, кроме св. Колумбы, возненавидели Киарана.

 



 
PR-CY.ru