КИАРАН - Страница 3

Из-за непосильных податей, наложенных верховным правителем Аньмире (согласно ирландскому Житию, Аньмере, сын Колгана), Бео-Аэд был вынужден переселиться в область Коннахт, где его принял правитель Кримтанн (согласно ирландскому Житию, Кримтанн, сын Лугайда). Придворный друид предсказал, что сын Бео-Аэда станет великим подвижником. В ирландское Житие и в саламанкскую версию латинского Жития включён распространённый в ирландской литературе мотив «звук колесницы под королём»: услышав стук колёс, друид Лугбранн сказал ученикам, что на колеснице едет великий властелин. Увидев только плотника с беременной женой, ученики не поверили друиду, но тот объяснил, что говорил о ещё не рождённом ребёнке. Киаран, третий сын Бео-Аэда и Дарерки, родился в крепости Кримтанна (Ráith Crimthainn) на равнине Аи (Маг-Аи; современное графство Роскоммон). Крещение младенца совершил диакон Диармад, который также именовался Юстом (в оксфордской версии – «святой диакон Диармад, прозванный Юстом» («Dermicio cognomento Iusto»)). Уже в детстве Киаран прославился даром чудотворения. Когда умер любимый конь Оэнгуса, сына правителя Кримтанна, Киаран воскресил коня и получил в подарок от Оэнгуса участок земли. Однажды мать упрекнула Киарана, что он в отличие от других детей не собирает дикий мёд. Набрав воды, отрок благословил сосуд, и вода превратилась в мёд. Родители святого отдали этот мёд диакону Диармаду (по ирландскому Житию, в качестве платы за крещение Киарана). Киаран стал учиться грамоте у Диармада, но, поскольку ему приходилось пасти скот, у него не было времени посещать наставника. Тем не менее, Киаран и Диармад, находясь в разных концах равнины Аи, чудесным образом разговаривали, и никто не мог услышать их беседу. В Житии говорится, что на равнине Аи сохранился камень, на котором во время уроков сидел Киаран, на нём был установлен крест. В ирландском Житии приведены подробности: когда Киаран пас стадо, к нему часто приходила лиса, и святой поручил ей носить Псалтирь от него к Диармаду. Однажды лиса начала грызть кожаные ремешки, которыми была обвязана книга. В этот момент лису заметили охотники и стали травить её гончими; она нашла убежище только под плащом Киарана. Согласно Житию, эта Псалтирь была известна как «таблички Киарана» («Pólaire Ciaráin»; подразумеваются вощёные таблички для письма, которые использовались при обучении грамоте). Агиограф отметил, что поведение лисы схоже с поведением большинства людей, которые пользуются духовными благами, получая их от церкви, и в то же время притесняют церковь. Когда же их постигает Божье наказание, они ищут прибежища в церкви. В ирландском Житии рассказывается о чуде, связанном с окраской одежды. Мать Киарана приготовила синюю краску и велела сыну уйти, т.к., согласно поверью, мужчина не должен был присутствовать при окраске ткани. Отрок обиделся на мать и пожелал, чтобы на всей окрашенной одежде осталась серая полоска. Так и произошло. Мать снова приготовила краску и опять прогнала сына, предупредив, чтобы он молчал. Но Киаран, выходя из дома, пожелал, чтобы ткань стала белой, и у матери снова ничего не получилось. Приготовив краску в тртеий раз, мать попросила Киарана благословить её. Тогда вся одежда приобрела синий цвет и потом окрашивала в синие тона всё, к чему прикасалась: собак, кошек, деревья и т.д.

 



 
PR-CY.ru