КОЛУФ, Коллуф, Калуф, Аколуф - Страница 5

По мнению Жерара Гаритта, эта группа могла возникнуть путём объединения четырёх не связанных друг с другом святых, чья память отмечалась в мае, одним из которых был Колуф. В современном календаре Элладской православной церкви память Колуфа отсутствует. Краткое сказание о Колуфе вошло в средневековый армянский Синаксарь (Айсмавурк) под 15/16 марери (22/23 мая). Почитание Колуфа 20 мая известно исследователям и у сирийцев. О распространении почитания Колуфа на Западе надёжных сведений у исследователей нет. В Иеронимовом Мартирологе под 9 февраля поминается одноимённый египетский мученик (Colotus), а под 18 марта (в Сирийском Мартирологе 411 г. под 15 марта значится память одноимённого диакона «в Александрии», отождествление которого с Колуфом, предложенное Ипполитом Делеэ, представляется исследователям маловероятным. Иконография Колуфа, по мнению исследователей, сложилась на ранней стадии развития его почитания. Святой обычно изображается в преклонных летах, с короткими волосами и со средней длины бородой (чаще округлой). При раскопках кладбища в Антиное была обнаружена роспись погребальной часовни (V–VI вв.) некой Феодосии, где она представлена в позе оранты между Колуфом, поддерживающим её за правую руку, и св. Марией (Богородицей). В частной коллекции находится холст VI в. с изображением Колуфа, который использовался, как полагают исследователи, для стенного декора. Исследователям известна фреска с оплечным изображением Колуфа в медальоне (по мнению Ж. Кледа, не раньше VI в.) в так называемой пещерной церкви в деревне Дейр-Абу-Хиннис; как и прочие росписи этого храма, она пострадала от иконоборцев и идентифицируется по сохранившейся надписи. Другое оплечное изображение Колуфа (с помещённой справа от него христианской базиликой) есть среди росписей церкви, устроенной в Праздничном зале Тутмоса III в Карнаке (согласно А. Мюнье и М. Пийе, не раньше VII в.). Исследователи полагают, что Колуф изображён на одной из новооткрытых фресок (VIII в.) в церкви Пресвятой Богородицы в монастыре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун: святой исцеляет болящего от глазного недуга, на втором плане возле шкафчика с лекарствами другой больной ожидает своей очереди. На поздней иконе из церкви св. Меркурия в Старом Каире (1847/1848 г.) Колуф представлен в иконографии, типичной для врача-бессребреника: в правой руке он держит медицинский инструмент (скальпель?), в левой – ларец с лекарствами.



 
PR-CY.ru