КОЛУФ, Коллуф, Калуф, Аколуф - Страница 3

Почитание Колуфа распространилось сразу после его мученической кончины: при исследовании коптских евангельских фрагментов IV в. в Гордон-колледже (США) было установлено, что на праздник Колуфа читался отрывок, начинающийся с Лк. 13:23. Колуф был одним из почитаемых в Египте св. врачей-бессребренников и именовался архиатром (главным врачом). Уже при жизни он совершил ряд исцелений (сухорукого, слепого); к этому же типу относится большинство его посмертных чудес: исцеление от слепоты, гангрены, водянки, опухоли груди, паралича руки, болезней живота, бесплодия и т.д. Исследователи особо отмечают описание чуда, сохранившееся не полностью на коптском языке: в нём повествуется об исцелении парализованного, которому Колуф явился в видении и велел найти проститутку по имени Мария, предсказав, что в результате их встречи она встанет на путь добродетели; рассказ имеет косвенные параллели в сборниках чудес других почитаемых в Египте мучеников – Мины и Космы и Дамиана. Как следует из описаний чудес Колуфа, он также помогал жертвам воровства и клеветы, карал за святотатство, освобождал от магических заклинаний. Со временем возникла традиция связывать имя Колуфа преимущественно с врачеванием глазных заболеваний. В коптском медицинском папирусе X в. сохранился атрибутируемый Колуфу рецепт глазного лекарства (мусульманский автор аль-Макризи (XIV–XV вв.) также отмечал, что Колуф исцелял воспаление глаз). О широком почитании Колуфа свидетельствует множество надписей и артефактов из разных городов Среднего и Верхнего Египта, в том числе вотивных приношений в виде исцелённых частей тела. Важнейшим местом почитания Колуфа была Антиноя, где находился его мартирий. Развитие культа врача-бессребреника в городе, который был крупным медицинским центром Египта, представляется неслучайным. Храм-мартирий во имя Колуфа в Антиное был, несомненно, известен в начале V в.: о нм упоминает живший в городе в это время Палладий, епископ Еленопольский, описывая, как Колуф явился некой подвижнице, предсказал ей скорую кончину и пригласил вкусить трапезу в его мартирии. О том, что при храме существовала традиция проводить агапы в честь мученика, говорится и в повествовании о его чудесах. В копто-арабском Синаксаре и в энкомиях в честь Колуфа сообщается, что в мартирии хранились его мощи (вопрос об аутентичности этих и других мощей остаётся открытым ввиду указания древнейшей агиографической традиции на казнь Колуфа через сожжение). Асьютский епископ Константин (VI–VII вв.), в одном из энкомиев, посвящённых мученику Клавдию Антиохийскому, упоминает о богатстве этой церкви, на которое посягнули воры. Из энкомия Исаака Антинойского очевидно, что в храме практиковалась инкубация. Кроме того, по мнению А. Папаконстантину, он функционировал наподобие языческого оракула: при раскопках церкви были найдены гадательные записки VI–VII вв., обращённые к Колуфу или чаще к «Богу Коллуфа».

 



 
PR-CY.ru