КОЛУФ, Коллуф, Калуф, Аколуф - Страница 4

А. Леклерк, опираясь на описание одного из чудес Колуфа, из которого следует, что мартирий находился вне города, и на свидетельство путешественника XVIII в. священника Клода Сикара, отождествил мартирий с так называемой пещерной церковью в деревне Дейр-Абу-Хиннис (близ Маллави), к югу от Антинои. Таким образом, ввиду неоднозначных указаний в источниках определить количество храмов, посвящённых Колуфу, и их расположение в Антиное и её окрестностях на данный момент исследователям представляется затруднительным. Многочисленные упоминания Колуфа исследователи обнаружили и на погребальных стелах на кладбище в Антиное, датируемых приблизительно VII в. Мощи Колуфа в Антиное видел один из составителей Истории Александрийских патриархов, – александрийский диакона Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (XI в.). Согласно сведениям коптского священника Абу-ль-Макарима, автора полного перечня современных ему египетских храмов и монастырей (составлено в 1177–1204 гг.), мощи Колуфа были не только в Антиное, где со временем возник посвящённый ему монастырь, но и в монастыре его имени в Асьюте. Этот же писатель сообщает о других храмах во имя Колуфа. Один из них был построен в правление фатимидского халифа аль-Амира (1101–1130 гг.) в квартале Хамра-эль-Вуста в Фустате, на земле, выкупленной христианами у племени бану фахм. Другой храм (придел?), посвящённый Колуфу, располагался на нижнем этаже церкви св. Онуфрия в этом же квартале; он сгорел вместе с основным храмом во время городского пожара 1169 г., но впоследствии был восстановлен. Монастырь во имя Колуфа существовал в области Кена: со временем он пришёл в запустение, но был возрождён богатым купцом из города Кифт. Абу-ль-Макарим также упоминает церкви, посвящённые Колуфу, в Деласе (современный мухафаза Бени-Суэйф) и близ города Кус (мухафаза Кена). Энкомий Фойбаммона Ахмимского был произнесён в день освящения храма Колуфу в селении Пневит (Плевит; ныне Банавит, к югу от Тахты, мухафаза Сохаг). Как считает О. Мейнардус, в VI–XI вв. центр почитания Колуфа находился в Антиное, а к XII в. или позже переместился выше по течению Нила. О празднике в честь Колуфа, который отмечался в Эр-Рифа-эль-Гарби близ Асьюта, упоминает аль-Макризи. По сведениям О. Мейнардуса, мощи Колуфа есть в посвящённой ему церкви (Абу-Клог) в селении Эль-Фант (мухафаза Бени-Суэйф), где его память совершается 3 мехира (28 января) и 20 паоне (14 июня). О существовании мест почитания Колуфа в других городах Египта свидетельствуют их упоминания в надписях V–VIII вв. В качестве дня памяти Колуфа коптские источники указывают как 25 пашонса (синаксарная память), так и 24-е того же месяца (Типикон Белого монастыря и отдельные агиографические тексты). Вторая дата, фиксируемая с VI в. и соответствующая 19 мая, была днём памяти Колуфа и в византийской традиции, где его имя иногда передавалось в форме Аколуф. В то же время в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип X в.) под 14 мая значится общая память мучеников Александра, Варвара и Аколуфа; в палестино-грузинском календаре X в. к этим святым примыкает мученик Исидор.

 



 
PR-CY.ru