КОЛУФ, Коллуф, Калуф, Аколуф - Страница 2

В 1997 г. в Каире вышло издание, основанное на четырёх арабских рукописях и содержащее энкомии в честь Колуфа Исаака Антинойского и Фойбаммона Ахмимского, Мученичество Колуфа и сборник его посмертных чудес. Повествование о Колуфе также включено в копто-арабский Синаксарь (XIII–XIV вв.) и его эфиопскую версию. Согласно энкомию Исаака Антинойского, родители Колуфа принадлежали к числу состоятельных людей города Антиноя (Антинополь; араб. Ансина; ныне Эш-Шейх-Ибада, мухафаза Эль-Минья) в провинции Фиваида и долгое время не имели детей. Отец Колуфа Ираклемон описывается как образец богатого землевладельца-христианина. Когда ему исполнилось 60 лет, у них с женой родился сын. Колуф удивлял окружающих способностями к учёбе и стремлением к аскезе. Повзрослев, он отказался жениться и взял на себя управление семейным имением, помогая состарившимся родителям. В этот период жизни Колуфу было явление ангела, предсказавшего ему мученическую кончину через много лет. После смерти родителей он раздал часть имения, а на оставшиеся средства построил и содержал несколько странноприимных домов. Епископ Антинои Пидемон (Пинутион, Пидион) сделал 30-летнего Колуфа своим помощником и посвятил его во иерея. У Филиппа, сына епископа Пидемона, Колуф обучился искусству врачевания. Оба они занимались медицинской практикой безвозмездно. В это время сестра Колуфа вышла замуж за правителя города язычника Ариана. Когда начались гонения, Ариан казнил епископа Пидемона (память в Коптской церкви 1 мехира (26 января)). Колуф сначала был изгнан в город Шмун (Эль-Ашмунейн), стоявший на другом берегу Нила, и провёл там в заключении три года. Затем по приказу Ариана он был сожжён. В тексте не отмечается, где произошла казнь, но поскольку последующие чудеса связаны с мартирием Колуфа в Антиное, то исследователи предполагают, что речь идёт об этом городе (согласно «Актам», там состоялись суд и казнь; во фрагментах Мученичества зафиксирован лишь суд в Шмуне). Другие источники незначительно дополняют это повествование. В «Актах Колуфа» говорится, что он пострадал 24 пашонса в двадцатый год правления Диоклетиана и Максимиана (19 мая 304 г.) и в третий год правления Константина (308/309 г., что не согласуется с предшествующей датой). Во время суда Ариан ставил в пример Колуфу поведение двух епископов, которые согласились прилюдно принести жертвы, – отречение одного из них (Аполлония Асьютского) засвидетельствовано в письме ему, атрибутируемом Петру I Александрийскому (ум. в 311 г.; по мнению исследователей, не подлинное, но отражающее реальные события). В сохранившемся коптском отрывке энкомия Фойбаммона Ахмимского (связан с судом над Колуфом) названы имена сестры мученика (Комедия) и его племянницы (Татиана). Согласно копто-арабскому Синаксарю, Колуф пребывал в заключении в Эль-Бахнасе (Оксиринхе) и Ариан по просьбе жены не стал убивать его; затем Ариана сменил другой правитель, при котором Колуф был обезглавлен.

 



 
PR-CY.ru