КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР в старейшей части Санкт-Петербурга, на Петроградской стороне, преемник Успенского собора петровского времени, кафедральный собор Ленинградской епархии в 1938–1941 гг. Первоначальная приходская церковь на Городском (ныне Петроградском) острове была сооружена в урочище Мокруша, к северо-западу от Петропавловской крепости, близ правого берега реки Малая Нева, не позднее 1708 г. Судя по топонимике улиц урочища, она была посвящена Николаю Чудотворцу. В 1712 г. «в Никольской (улице)» был заложен непосредственный предшественник Князь-Владимирского собора – вместительный трёхпрестольный мазанковый храм. Инициатором его строительства выступил именитый прихожанин вице-губернатор Яков Никитич Римский-Корсаков (его ссылка в 1714 г. за финансовые злоупотребления, как полагают исследователи, задержала строительство). Богослужение в боковых приделах (в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая Чудотворца) началось в 1717 г. В храме в то время служили два священника – Иоанн Максимов (настоятель) и выходец из Москвы Симеон Тимофеев (ум. в 1719 г.). 5 апреля 1719 г. местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) в присутствии царя Петра I был освящён главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно по царскому повелению храм был возведён в степень соборного. Поначалу своими размерами и числом престолов он превосходил остальные соборы города – Петропавловский (1704 г.), Исаакиевский (1707 г.) и Троице-Петровский (1711 г.). Четвёртый санкт-петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчёркивал столичный статус «юного града», унаследованный от Москвы. По соседству с собором в 1719 г. было устроено подворье местоблюстителя митрополита Стефана (с 1721 г. – президент Святейшего Синода) – его основная резиденция. Санкт-Петербург стал центром не только гражданского, но и церковного управления: подворья других епархий (Новгородской, Вологодской, Нижегородской) также расположились на Городском острове, неподалёку от Успенского собора. В 1719–1724 гг. Пётр I неоднократно молился в соборе. Клир собора пополнили священники с богословским образованием – выпускники московской Славяно-греко-латинской академии Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский, который стал настоятелем собора в марте 1722 г. в сане протопопа (общее число «учёного» духовенства в новой столице на 1723 г. составляло четыре человека). После смерти императора, в погребении которого 10 марта 1725 г. участвовал весь клир санкт-петербургского Успенского собора (настоятель, три священника и дьякон), «учёное» духовенство собора покинуло Санкт-Петербург. На подворье митрополита Стефана поселился член Святейшего Синода архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский). Центр столицы закрепился на левобережье Невы, и значение собора в церковной жизни города стало уменьшаться. До конца 1740 гг. в нём ещё нередко совершались архиерейские богослужения; духовенство собора активно участвовало в церковной благотворительности. Первая богадельня на 12 женщин (главным образом, солдатских вдов) открылась при соборе в 1721 г. В 1733 г. на церковной земле были построены два больших здания мужской и женской богаделен; число призреваемых достигло к 1764 г. 81 человека.

 



 
PR-CY.ru