КАРТРАЙТ Томас - Страница 44

Сочинения Т. Картрайта, издававшиеся крупными тиражами и тайно распространявшиеся среди пресвитериан, после его смерти постепенно стали забываться в Англии, где их вытеснили более удачные в литературном отношении и более актуальные для текущих задач полемики с епископалами трактаты его единомышленников и последователей, которые заимствовали у Т. Картрайта многие религиозные идеи, в том числе Уильяма Перкинса (1558–1602 гг.), Джона Престона (1587–1628 гг.), Уильяма Эймса (1576–1633 гг.), Ричарда Бакстера (1615–1691 гг.) и др. Изданные посмертно экзегетические трактаты Т. Картрайта пользовались значительной популярностью в Нидерландах и других протестантских землях Европы в первой половине XVII в. Произведения Т. Картрайта входили в библиотеки многих пуритан, переселившихся в начале XVII в. в Северную Америку, где в условиях отсутствия государственного давления пресвитерианские принципы Т. Картрайта могли быть успешно реализованы, и стали идейной основой для последующего развития американского пуританизма. Несмотря на значительное распространение пресвитерианских взглядов в английском обществе XVII в., надежды Т. Картрайта на то, что при поддержке королевской власти Церковь Англии будет реформирована и превращена в пресвитерианскую церковную организацию, остались несбывшимися. Идеалистические реформаторские концепции и предложения Т. Картрайта были заведомо обречены на неудачу в условиях имевшего сложную иерархическую и сословную структуру английского общества. Как королевская власть, так и контролировавшая парламент аристократия рассматривали ту «церковную демократию», на реализации которой настаивал Т. Картрайт, как опасный прецедент: получив демократическое управление в церковной области, жители Англии могли пожелать такой же демократии в государственном устройстве. Так, Дж. Уитгифт прямо обвинял пуритан в том, что они хотят превратить Англию в «охлократию», государство с властью толпы. Лишь в эпоху Английской революции и протектората Оливера Кромвеля (1599–1658 гг.) в 1640–1650 гг. пресвитерианам удалось ненадолго приобрести доминирующее положение в религиозной жизни Англии. Хотя к этому времени наибольшим влиянием в пресвитерианской среде пользовались конгрегационалисты и сепаратисты, настаивавшие на необходимости полного размежевания с епископальной Церковью Англии и на её запрете, многие умеренные пуритане продолжали отстаивать компромиссные взгляды Т. Картрайта и его единомышленников. Эти взгляды во многом отражены в документах пресвитерианской Вестминстерской ассамблеи (см. ст. Вестминстерское исповедание веры), которые впоследствии стали важнейшими вероисповедными источниками для пресвитериан как в Англии, так и за её пределами. После реставрации английской монархии в 1660 г. епископальная Церковь Англии вернула своё положение единственной признанной государством церковной организации и поставила пресвитерианских проповедников вне закона. Хотя историческое английское пресвитерианство, у истоков которого стоял Т. Картрайт, к концу XVII в. было фактически уничтожено и с XVIII в. существует лишь как малочисленное религиозное движение (см. ст. Великобритания, Пресвитерианство, Пресвитерские церкви), идеи Т. Картрайта оказались востребованными во многих протестантских конфессиях и остаются одним из наиболее ярких образцов английской пресвитерианской религиозной мысли.



 
PR-CY.ru