КВИЕТИЗМ - Страница 11

Молитва всегда существует в такой душе как возможность и навык, а в определённые моменты – также и как мгновенно возникающий акт; в силу этого вся жизнь человека становится молитвой, переживанием божественного присутствия. Для описания этого «длящегося пребывания» Мигель де Молинос использовал понятие «молчание» (silencio). По его словам, путём отказа от самости человек достигает состояния, когда «он не говорит, не желает и не помышляет», т.е. «совершенного мистического молчания, в котором Бог говорит с душой, сообщает Себя ей и в её внутренней глубине научает её совершеннейшей и высочайшей премудрости», открывая ей Себя в дарованном созерцании. По мысли Мигеля де Молиноса, приобретённое созерцание и дарованное созерцание являются двумя уровнями единого длящегося процесса достижения совершенства. При этом приобретённое созерцание – это самостоятельное, хотя и поддерживаемое благодатью, движение человека к Богу; в силу этого оно может существовать без дарованного созерцания, которое Бог подаёт по Своей воле тем, кому желает, и которого в силу этого никто не может добиться сам. Излагая учение о дарованном созерцании, Мигель де Молинос подчёркивал его связь с производимым Богом очищением души, состоящим из двух моментов: во-первых, Бог завершает дело уничтожения собственной воли и собственных желаний, начатое самим человеком; во-вторых, Он «воспламеняет в нём огонь божественной любви, пожирающий душу». По словам Мигеля де Молиноса, божественное воздействие переживается человеком одновременно как величайшее страдание и величайшее блаженство; описывая способ их совмещения, Мигель де Молинос ссылался на учение апостола Павла о внешнем и внутреннем человеке (2 Кор. 4:16–18) и подчёркивал, что по мере погружения человека в созерцание Бога его внешнее страдание уменьшается, а внутреннее блаженство возрастает. Очищенная и любящая душа становится способной к принятию «чистого и пассивного» дарованного созерцания. Это созерцание есть «опытное и внутреннее откровение, которое Сам Бог даёт о Себе Самом, о Своей благости, о Своём мире и о Своей сладости»; его предметом является «чистый неизречённый Бог, отвлечённый в глубине внутреннего молчания от всех частных помыслов». Мигель де Молинос подчёркивал, что «дарованная созерцательная молитва» есть всецело дело Божье, совершаемое Им; Бог «завладевает» душой и делает в ней и через неё всё, что желает, «без её участия (sin su industria) и без её знания об этом». По убеждению Мигеля де Молиноса, высшее совершенство достижимо для человека уже в земной жизни. Описывая уровни мистического соединения человека и Бога в молитвенном созерцании, Мигель де Молинос следовал Бонавентуре (ум. в 1274 г.) и Хуану де ла Крусу; высшей степенью является «любовное единство» (unión), тождественное «обожению» (endiosado), которое, однако, Мигель де Молинос понимал в особом смысле. Погружаясь в молитвенное созерцание, человек достигает «полного и абсолютного предания себя в руки Божьи»; отвращается от самого себя и всю свою любовь направляет только на Бога; его воля становится «сообразной воле Божьей» и сливается с ней.

 



 
PR-CY.ru