КЛИМОВ Евгений Евгеньевич

КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901–1990 гг.) – художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист. Происходил из семьи с родовыми художественными традициями. Прадед по отцу – академик архитектуры Иван Иванович Климов (1811–1883 гг.), дед – санкт-петербургский архитектор-строитель Александр Иванович Климов (1841–1887 гг.), мать – из потомков славившегося своим искусством санкт-петербургского каретного мастера Иоханна Даниеля Кунста, выехавшего из Германии в конце XVIII в. В дореволюционные годы семья Е.Е. Климова проживала в Либаве (ныне Лиепая, Латвия), затем в Варшаве. Февральская революция застала будущего художника в Петрограде, откуда он в августе 1917 г. вместе с семьёй переехал на Дон и поселился в Новочеркасске. Служил в качестве вольноопределяющегося в Белой Армии санитаром, телефонистом, был курсантом морской радиошколы. Получив в 1921 г. латвийское гражданство, переехал в Ригу и тогда же поступил в Латвийскую Академию Художеств. Занимался живописью и графикой под руководством профессоров Яниса Тилберга, Вильгельма Карлиса Пурвита, Х. Гринберга и Я. Зариньша, слушал лекции по истории искусства византолога и специалиста в области древнерусской иконописи профессора Филиппа Даниловича Швейнфурта и профессора Бориса Робертовича Виппера. Писал портреты и бытовые сцены из жизни Московского форштадта – исторического района Риги, с XVII в. заселявшегося русскими. В студенческие годы участвовал в этнографической экспедиции в русские сёла Латгалии (на востоке Латвии), где рисовал портреты крестьян и делал зарисовки предметов старины. Обучался иконописи и реставрации икон у иконописца старообрядца Пимена Максимовича Софронова. В 1928 г. вместе с группой студентов Академии Художеств совершил экскурсионную поездку в Россию: побывал в Москве, Ленинграде, Новгороде, Пскове, Сергиевом Посаде (Троице-Сергиевой лавре). В московских реставрационных мастерских знакомился с реставрацией икон, общался с исследователями древнерусской живописи Александром Ивановичем Анисимовым и Игорем Эммануиловичем Грабарем. По признанию художника, эта поездка ещё больше утвердила его в любви ко всему русскому. Итогом почти ежегодных творческих поездок Е.Е. Климова в конце 1920 – 1930 гг. в Печорский край (Петсери (ныне Печоры), Ирбоска (ныне деревня Изборск), окрестные сёла, тогда на территории Эстонии) стала серия портретов, живописных пейзажей и гравюр с видами древних церквей и Успенского Псково-Печерского монастыря. В это время значительную роль в становлении творчества Е.Е. Климова сыграли встреча с художником Мстиславом Валериановичем Добужинским и многолетняя дружба с видными деятелями культуры русского зарубежья – историками Александром Ивановичем Макаровским (впоследствии профессор Ленинградской духовной академии) и Николаем Ефремовичем Андреевым, философом Иваном Александровичем Ильиным. В 1929 г. Е.Е. Климов окончил Академию Художеств с дипломом художника и искусствоведа; обе профессии станут определяющими в его творчестве. В том же году на деньги, заработанные реставрацией, больше месяца провёл в Париже: изучал живопись в музеях, исполнил серию этюдов с видами города, публиковал свои работы в парижском журнале «Revue archeologique».

 



 
PR-CY.ru