КИРИОН I, Кирон - Страница 4

Оппоненты обвиняли главу Грузинской православной церкви в притеснении епископа Моисея, в упразднении армяноязычного богослужения, установленного в Цуртави великомученицей Шушаник, а также в приверженности Кириона I к «ромеям (т.е. византийцам), которые приняли Халкидонский собор». Особенно непримиримо выступал против позиции Кириона I католикос Авраам I Албатанеци. Однако Кирион I убедил Смбата Багратуни в своей лояльности к Ирану, а также отверг обвинения в отмене армянского богослужения: «Мы богослужение (на армянском языке) не отменяли, но тот, кто поставлен (нами) епископом, знает и грузинскую, равным образом и армянскую грамоту, и богослужение совершается на обоих языках» («Книга посланий». 1968 г.). Грузинские историки считают, что Кирион I ввёл грузинское богослужение в Цуртавской епархии (И.А. Джавахишвили) или лишь в той её части, которая была населена армянами (З.Н. Алексидзе). Однако, по мнению грузинских церковных историков, Кирион I восстановил в регионе древнюю практику богослужения на грузинском языке, что было раньше отменено под давлением персидских властей. После продолжительной переписки с Кирионом I разочарованный своей неудачей католикос Авраам I Албатанеци издал окружное послание, обращённое ко всем армянам, в котором сообщил о разрыве с Грузинской православной церковью, выразил приверженность к монофизитству и осудил халкидонство, «достигшее Картли и Албании, где его приняли и укоренили. Кирион изгнал Цуртавского епископа из-за православной веры... восстав против нас, изменил армянское богослужение». Он советовал пастве не молиться с грузинами и албанцами, не делиться пищей, не связываться родственными узами: «Только торгуйтесь с ними, как с евреями» («Книга посланий». 1968 г.). Исследователи предполагают, что в 614/616 г. проперсидские силы принудили Кириона I оставить предстоятельство в Грузинской православной церкви. По мнению З.Н. Алексидзе, после вынужденного отъезда из Картли Кирион I возглавил Фасисскую митрополию (город Фасис, ныне Поти), а затем стал Александрийским патриархом. Современная грузинская историография оценивает деятельность Кириона I как ключевую в сложившейся в данном регионе исторической обстановке: считается, что длительное противостояние Кириона I монофизитству в один из наиболее сложных для православной церкви периодов обусловило сохранение религиозной и национальной идентичности грузинской паствы региона, которая не подверглась арменизации и не перешла в лоно Армянской Апостольской церкви, как это произошло с паствой церкви в Кавказской Албании в VII–VIII вв.



 
PR-CY.ru