КИРИОН I, Кирон

КИРИОН I, Кирон – католикос Картли (Мцхетский; около 599 – 614/616 гг.) Грузинской православной церкви. Имя Кириона отсутствует в грузинских источниках, содержащих сведения о предстоятелях Грузинской православной церкви, в частности, в грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Картли»), где помимо других данных приведены списки грузинских католикосов. Поэтому долгое время Кирион I не был включён в официальные списки предстоятелей Грузинской православной церкви, где под Кирионом I подразумевался Кирион II, под Кирионом II – Кирион III (Садзаглишвили). Сведения о Кирионе I содержатся, в основном, в армянских источниках (в сочинении армянского историка Ухтанеса «История Армении», «Книге посланий», сочинении Мовсеса Каланкатуаци «История страны Алуанк», сочинении Ованеса Драсханакертци «История Армении»), а также в антимонофизитском трактате грузинского церковного деятеля Арсения Сапарского (Сапарели) «О разделении Грузии и Армении» и сочинении грузинского царевича Вахушти Багратиони «История царства Грузинского» (в последнем Кирион I назван также Симеоном). Согласно сведениям Ухтанеса, Кирион I, по происхождению грузин, был родом из села Скутри (Сакудрия; близ современного Ахалкалаки) южно-грузинской исторической провинции Джавахети. В юношеские годы «пришёл в страну Ромейскую», т.е. в Византию, и жил в греческой части Армении – в Никополе в провинции Колония близ Трапезунда, где проживало много грузин – лазы и калды (халибы). Владея армянским и грузинским языками, Кирион в совершенстве изучил здесь греческий язык и «их злое (халкидонское) учение». Грузины также составляли основную часть населения и соседних провинций Тао (армянский Тайк) и Басиани (армянский Басен), поэтому Кирион, как полагают исследователи, решил остаться в этом регионе и переехал после получения образования в Двин. Тао и Басиани в тот период входили в состав Армении и относились к юрисдикции Армянской Апостольской церкви; между ней и Грузинской православной церковью существовало каноническое общение, и этнические грузины этих областей составляли паству и клир Армянской Апостольской церкви. По сведениям Ухтанеса, Кирион принял хиротонию, занял кафедру Айраратского епископа Армянской Апостольской церкви и стал настоятелем кафедрального монастыря в Двине. Через пять лет он вернулся на родину и был избран католикосом Картли. По сведениям армянского историка католикоса Ованнеса Драсханакертци, в конце VI в. Кирион, «согласно прежним законам», был возведён в сан католикоса «иверов, гугаров и эгров (лазов – в византийских источниках)».

 



 
PR-CY.ru