КИРИОН I, Кирон - Страница 3

Они опираются на сведения Арсения Сапарели: «Попросил Авраам у Кириона эту епархию (Цуртавскую), но он не дал, и увеличилась вражда между ними. Созвал Авраам священнослужителей Арарата и сказал им: или отрекитесь от Халкидонского Собора, или изыдите из нашего владычества... Католикос Авраам силой изгнал священослужителей – Иоанна, предстоятеля святой соборной Церкви, а также Ошакана, Эливарда, Арамунта, Гарниса из всех монастырей всего Арарата». Другие исследователи (Заза Николаевич Алексидзе и его последователи) понимают под Картли Восточную Грузию. На основании того что Басиани, согласно «Книге посланий», являлась мощным центром монофизитства даже при византийцах (с 591 г.), Тао не входила в состав Картли до первой половины VIII в., а Айрарат с центром в Двине был владением армянского католикоса, под «четвёртой частью Армении» они подразумевали Четвёртую Армению. Прения между Армянской Апостольской церковью и Грузинской православной церковью продолжались несколько десятилетий. Решения Халкидонского собора поддерживали Кирион I, Эретский (Херетский) католикос Абас (551/552 – 595/596 гг.; – глава церкви в Кавказской Албании) и епископ Сюникский. Кирион I сместил с кафедры Цуртавской епархии приверженца решений Двинских соборов епископа Моисея, которого раньше, взойдя на престол католикоса, сам и хиротонисал. Армянский католикос Авраам I Албатанеци (606/607 – 610/615 гг.) «просил его кафедру» у Кирион I, т.е. вёл переговоры о передаче Цуртавской епархии в ведение Армянской Апостольской церкви. Кирион I ответил отказом, «и углубились распри между ними». Следующий армянский католикос, Комитас I Алцеци (610/615 – 628 гг.), передал в ведение албанского католикоса семь епархий и таким образом вернул церковь в Кавказской Албании к монофизитству. Также он пожаловал епископу Сюникскому право ношения креста, возвратив его в лоно Армянской Апостольской церкви. В «Книге посланий», где также повествуется о церковном разделении в Закавказье, собрана переписка между Кирионом I и участниками межцерковного спора. Важное место в тексте отводится Цуртавскому епископу Моисею и истории Цуртавской епархии, расположенной в Квемо-Картли (армянский Гугарк). Убедившись в приверженности Кириона I к решениям Халкидонского собора, епископ Моисей, названный во втором письме «епископом грузин», покинул епархию и перешёл в Армению («Книга посланий». 1968 г.). После самовольного ухода епископа Моисея из епархии последовала переписка Кириона I с представителями Армянской Апостольской церкви (католикосом Мовсесом II Еливандеци (574–604 гг.), наместником армянского католикоса Вртанесом Кердолом, католикосом Авраамом I) и армянских светских властей (ставленником персидского шаха в вопросах упорядочения церковных дел в Армении Врканским марзпаном Смбатом Багратуни), где Кирион I доказывал правомочность своей внутренней и внешней политики.

 



 
PR-CY.ru