КИРИОН I, Кирон - Страница 2

По мнению грузинского историка Ивана Александровича Джавахишвили (Джавахова), эта дефиниция позволяет определить границы юрисдикции Картлийской церкви (древней Грузинской православной церкви) не только при Кирионе I, но и в более раннее время: «Гугарети принадлежала пастве католикоса Картлийского. Упоминание Кириона католикосом Мегрельским означало, что паства Картли, т.е. католикоса Мцхетского, была в Западной Грузии, и границы Католикосата были расширены в Лихт-Имерети (т.е. доходили до границ Чёрного моря). Политическому объединению Западной и Восточной Грузии предшествовал и готовил почву начавшийся намного раньше процесс объединения Церкви». Кирион I управлял Грузинской православной церковью в период обострения борьбы между Ираном и Византией, в церковной сфере это выражалось в противостоянии монофизитства, поддерживаемого персами, и дифизитства. Кирион I выражал приверженность решениям Халкидонского собора 451 г., проводил национальную религиозную политику и сыграл важную роль в вопросе политической ориентации Грузии на Византию. Взойдя на престол Предстоятеля Грузинской православной церкви, Кирион I содействовал возвращению представителей разных конфессий в православие. Он отправил посла в Иерусалим и Рим, чтобы узнать мнение глав этих церквей о необходимости повторного крещения несториан, желающих воссоединиться с православием. Сохранилось ответное письмо папы Римского Григория I. Следуя рекомендациям папы, Кирион I принял в православие покаявшихся сирийцев-несториан и даже хиротонисал некоторых во архиереев. Тесную связь поддерживал Кирион I с Иерусалимом, особенно во время прений с монофизитами. Политика Кириона I спровоцировала раскол Грузинской православной церкви и Армянской Апостольской церкви. Эпоха его правления в контексте отделения Армянской Апостольской церкви от православных церквей описана в трактате «О разделении Грузии и Армении». На Двинском соборе 554–555 гг., созванном армянским католикосом Нерсесом II Багревандци, Армянская Апостольская церковь отвергла решения Халкидонского собора (подробнее см. в ст. Двинские Соборы Армянской Апостольской церкви, VI–VIII вв.). Как указано в источнике, «в связи с этим вся Картли и четвёртая часть Армении отделились от рукоположения армянским духовенством. А эры и сивнийцы одно время отделились, но потом опять воссоединились с ними». Как считают некоторые историки, под «всей Картли» подразумеваются исторические провинции Тао, Басиани и прилегающие к ним регионы; под «четвёртой частью Армении» – провинция Айрарат с окрестными территориями.

 



 
PR-CY.ru