КИШИНЁВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 54

Большой цикл икон, который составлял часть иконостаса зимней церкви во имя святителя Николая монастыря Кэприана, был создан монахом Иезекиилем в 1840–1841 гг. Сохранившиеся восемь композиций (пророки и праздники), по мнению исследователей, говорят о высоком профессиональном уровне мастера и его склонности к жанровой живописи. Парные образы пророков Илии и Исаии, Давида и Иезекииля, Даниила и Иеремии, Гедеона и Аввакума (1840 г.) отличаются живописностью. Манера письма, напоминающая исследователям академическую живопись, отличает и других монахов-иконописцев: Викентия из Вознесения Господня Гыржавского монастыря (ныне в селе Хыржаука, район Кэлэрашь) – икона «Богоматерь Елеуса», Василия Александрова – икона «Богоматерь Елеуса» (1859 г.) для церкви села Нападены (ныне Нэпэдень). Во многих случаях определение времени написания иконы исследователи могут благодаря надписям с именами жертвователей, например, на иконе «Святитель Николай» из церкви села Застынка указаны имена «рабов Божиих Афанасия Иванова Илиеша и жены его Марии» и дата вклада – «1853, ноября, 6 дня». Уже к начале XIX в. многие монастыри и церкви Восточной Молдавии предпочитали заказывать иконы, написанные в академическом стиле, несмотря на недостаток профессионалов. В 1826 г. в Одессе был заказан иконостас для собора в честь Преображения Господня в Бендерах (Тигине). Исследователи считают наиболее красноречивым примером иконостас и иконы для Новонямецкого монастыря. Строительство церкви в честь Вознесения продолжалось довольно долго (1867–1878 гг., под руководством петербургского архитектора Н.П. Голикова); иконостас также был заказан в столице России в 1862 г. ювелиру С.Ф. Верховцеву, иконы написаны в 1870 г. в Одессе Т. Дзярковским. В 1902 г. в Одессе был создан иконостас для церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы того же монастыря (художник А. Ивашкевич). Местные иконописцы старались имитировать академический стиль. В иконостасы помимо основных изводов, например, Христос Пантократор, Богоматерь с Младенцем, в XIX в. писали многочисленные образы святых в духе иконографии XVIII в. – «Святая Варвара» (в церквах современных сёл Рашков, Нэпэдень, Цареука и Ниморень), «Святитель Николай» (в современных сёлах Климэуць, Ворничень, Боросень), «Мария Магдалина» (Боросень). В числе первых известных исследователям иконописцев конца XIX – начала XX вв. был монах Иоасаф из Новонямецкого монастыря (1862–1921 гг.), который учился в художественных мастерских Киево-Печерской лавры (поступил в монастырь в 1887 г., принял постриг в 1895 г.). Одна из первых его икон – «Распятие» последнего десятилетия XIX в. была найдена в селе Бакчалия (района Кэушень). Следующая работа – «Христос Виноградная Лоза» (1903 г., Национальный музей истории Молдовы, Кишинёв) с подписью и датой написана в духе наивного искусства. Позже пропорции и композиция отчасти соответствуют требованиям академического стиля. Икона «Божия Матерь Елеуса» (1905 г.) из села Старые Загайканы (ныне Зэикань) не имеет ничего общего с наивными иконами: совершенство рисунка и пропорций, удачная компоновка живописного пространства, имитация эмалевого орнамента – всё напоминает исследователям произведение, написанное рукой профессионала.



 
PR-CY.ru