КИШИНЁВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 53

Творчество иконописца М. Леонтовича известно исследователям только по сохранившимся иконам начала XIX в. с его подписью. Икона «Святой Георгий, убивающий дракона» (1806 г.) была написана для церкви великомученика Георгия в селе Орак. Мастер строго следует принципам православной иконографии, однако в его наивном, деревенском восприятии агиографическая легенда предстаёт как сцена из сказки. Особый интерес для исследователей представляет творчество иконописца Герасима и скульптора Штефана, которые создали иконостасы в сёлах Когильничены (Когылничень) и Германешты (Гермэнешть) Оргеевского уезда в начале XIX в. Найденные в селе Когылничень иконы находились в деревянной церкви, позднее были включены в иконостас церкви великомученика Георгия, построенной в 1845 г. Среди них исследователи выделяют две иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» (1808 г.). Большая по размеру икона очень близка к традиционным образцам, иконописец Герасим преображает библейскую сцену в картину грандиозного праздника. Изящество живописи, живые краски свидетельствуют о появлении в молдавском иконном искусстве одного из лучших колористов. То же исследователи говорят и о второй, миниатюрной иконе, которая является частью ажурного рельефа обрамления (созданного Штефаном). Совместным произведением авторов исследователи считают аналой, находящийся в этой же церкви, в котором совершенство барочной резьбы скульптора дополняется гармонией цвета на иконах. Иконостас (создан до 1808 г.) церкви села Гермэнешть тех же мастеров состоит из пяти регистров, разделённых по вертикали небольшими витыми колоннами, а по горизонтали тремя ажурными фризами. Иконы сохранились почти полностью. Как показывают современные исследования, на территории Восточной Молдавии не существовало школ иконописи, большинство иконописцев были самоучками, например, Иоанн Яворский. Сохранились его работы, созданные в разное время. Самая ранняя – роспись наружной части ризницы церкви в селе Иванча района Орхей, законченная в 1807 г., близка к работам других народных мастеров. Две иконы («Христос Пантократор на троне» и «Богоматерь с Младенцем на троне» (1813 г.) из церкви святителя Николая в селе Хородиште района Кэлэрашь) отмечены его подписью. Две иконы из той же церкви («Деисус» и «Богоматерь с Младенцем») написаны в 1826 и 1827 гг. (последняя с подписью мастера), они показывают творческое развитие иконописца. Если бы не авторская подпись, исследователи готовы были бы приписать мастеру Герасиму. Применение светотени придало образам жизненность, лишило их традиционной аскетической неподвижности. Сходные приёмы использованы в композиции «Благовещение» (1812 г.) на царских вратах храма в селе Баймаклия, созданных иконописцами Константином и Мардаре, и на иконе «Святитель Николай» (1828 г., церковь св. Воевод в селе Ворничень) из села Окница-Веке письма иконописца Заболотного. Усиление светского характера в иконописи отразилось на иконах середины XIX в.

 



 
PR-CY.ru