КИШИНЁВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 51

На примере таких церквей, как Каушанская, исследователи видят постепенное слияние поствизантийской православной традиции с некоторыми стилистическими и иконографическими элементами западного барокко. В результате родился эклектичный по характеру стиль, именуемый румынскими исследователями сельским барокко. В каушанских фресках ещё нет мотивов апокрифических, фольклорных или позаимствованных из «народных» книг (типа «Александрии», «Эзопии»), в то время как рисунок, композиция, цвет приближаются к народному искусству, наивному по характеру. Изменения происходят и в составе артелей мастеров: наряду с выходцами из семей иконописцев, таких как Раду Даскэл, сын иконописца Михая, в них всё чаще задействуют мастеров, подобных Войкулу, – каменщику и маляру. Появление таких художников-маляров в роли изографов, которые раньше занимались окончательной отделкой стенописи, исследователи считают признаком нелёгких времён. Важные последствия имело и изменение социального статуса ктиторов. Опустошённые казны обоих княжеств, растущие подати, взимаемые турками или господарями-фанариотами, бесконечные смены правителей, русско-турецкие или турецко-австрийские войны, набеги татар – всё это не позволяло знати, господарям или митрополии выделять значительные средства на основание и украшение монастырей и храмов, подобно тому как делали Василе Лупу или Константин Брынковяну. Начиная с 1730–1740 гг. церковными ктиторами всё чаще становятся купцы, ремесленники, мастеровые или кустари и даже крестьяне. Происходит рустицизация и рурализация как настенной живописи, так и иконописи, о чём свидетельствует простота и скромность убранства Каушанского храма, построенного на деньги значительного количества молдавских господарей и служившего одной из резиденций Проилавского митрополита Даниила. В монументальной живописи Бессарабии XIX в. начинается переход от канонической иконографии к светской интерпретации евангельских и библейских сюжетов. К этому направлению исследователи относят работы выпускника Академии Художеств И.И. Ковшарова для кафедрального собора в Кишинёве (1834–1836 гг.). Иконы, иконостас и росписи были выполнены художником по иконографической программе архиепископа Кишинёвского и Хотинского Димитрия (Сулимы; не сохранились). В иных источниках упоминается имя другого выпускника Академии Художеств – Фомы Родионовича Райляна, который, по мнению исследователей, обновил позднее работу И.И. Ковшарова. К концу XIX в. место иконописцев занимают светские художники, которые принесли в церковное искусство академическую трактовку художественной формы. В начале XX в. получает признание творчество Павла Александровича Шилинговского, Павла Алексеевича Пискарёва, Г.Н. Филатова, В.А. Иванова. Появляются иконы-картины, мало связанные с предыдущей эпохой. Сохранились росписи церкви в честь Вознесения Господня в Гыржавском мужском монастыре, выполненные местными художниками В.А. Блиновым, М. Стояновым и столичным художником П.А. Шилинговским (1901–1906 гг.). Самым заметным художником начала ХХ в. являлся П.А. Пискарёв, автор монументальных росписей в церкви великомученицы Параскевы Пятницы в Кишинёве (1906 г.), кафедральных соборов в Измаиле (1912 г.), Болграде (1914 г.), Рени и Белгороде-Днестровском (его живопись носит отпечаток творчества художника Виктора Михайловича Васнецова. В 1906–1907 гг. Филипп Андреевич Малявин (1869–1940 гг.) писал иконы и делал росписи в церкви св. апостолов Петра и Павла в Каушанах.

 



 
PR-CY.ru