КИРИК и ИУЛИТТА - Страница 20

В Житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в. (Институт рукописной и старопечатной книги, Нижний Новгород), описывается видение Кирика, в котором Иисус Христос обещает ему даровать особую благодать за претерпленные мучения. В этом тексте младенец просит Иисуса Христа всем, кто будет почитать его имя, отмечать день его памяти или созидать храмы во имя его, переписывать его Житие, даровать прощение всех грехов и наполнить дом радостью. Кирик и Иулитта особо почитались в старообрядческой среде. Стойкость матери, восхвалившей Господа за мученическую кончину единственного сына, служила примером истинного самопожертвования. Икона и Житие св. мучеников Кирика и Иулитты присутствовали почти в каждом старообрядческом доме. Необычайное распространение их образов как в иконописи, так и в меднолитой пластике исследователи связывают также с тем обстоятельством, что молитва перед их иконой, в силу дарованной мученикам благодати, давала отпущение грехов. Это было особенно важно при отсутствии священников, а также в ожидании близкого конца света. Святые изображены на поморской иконе первой половины XIX в. «Архангел Михаил и мученики Кирик и Иулитта» (Русский музей), на меднолитых иконах из собрания музея Андрея Рублёва, Исторического музея, других музейных и частных собраний. В числе наиболее прославленных св. жён Параскевы, Екатерины, Варвары) – Кирик и Иулитта с Кириком у её ног изображена на иконе середины XVIII в. из частного собрания. Икона «Кирик и Иулитта» ХVIII в. в окладе работы 1789 г. московского мастера Егора Петрова есть в собрании Государственного Эрмитажа. Мученики представлены на иконе «Крест с Распятием, предстоящими и избранными святыми», XVIII в. (собрание фонда апостола Андрея Первозванного); «Святые пяточисленные мученики, Кирик и Иулитта, Сергий Радонежский, Косма и Дамиан» (XIX в., музей-заповедник «Коломенское»), среди избранных святых, предстоящих Распятию в виде литого креста (живопись иконы 1840–1860 гг., Свердловский областной краеведческий музей). Житие Кирика и Иулитты гравировалось и в виде отдельных сцен с подписями, имело широкое хождение, судя по сохранившимся гравюрам, как, например, лубок «Житие и страдания святых мучеников Кирика и Иулитты» (первая половина XIX в., Исторический музей). В молении ко Христу на фоне монастыря Иулитта вместе с сыном представлена на иконе «Кирик и Иулитта», иконописец Афанасий Трифильевич Михайлов (1905 г.); на иконе письма иконописца Николая Сергеевича Емельянова (начало XX в., собрание галереи «Культурное наследие»). Житийная иконография Кирика и Иулитты в XIX – начале XX вв. также претерпела некоторые изменения. В отличие от средневековых образцов в центре такой иконы стали размещать фигуры стоящих друг перед другом святых,  Иулитта – с воздетой правой рукой и свитком в опущенной левой, у Кирика руки сложены на груди. По сторонам располагались клейма Жития. Сохранились иконы, исполненные в ведущих центрах, с большим количеством клейм, искусными композициями, следующими старинным образцам, например, икона из мастерской Выга, с восемью клеймами Жития первой половины XIX в. в частном собрании; на свитке размещён текст с благодарностью матери к Богу, призвавшему к Себе прежде её сына и начальные строки Символа веры; с десятью клеймами и изображением Нерукотворного образа Спасителя вверху, конец XIX в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца).

 



 
PR-CY.ru