«KYRIE» - Страница 4

Поскольку пение «Kyrie» было тесно связано с обрядовыми действиями шествия и входа в храм, порядок следования элементов друг за другом мог варьироваться: в источнике конца VIII в. литания указана до интроита. «Kyrie» пелось не только при входе в храм, но и во время шествий всем народом (процессия на праздник Успения Девы Марии; процессия на Вербное (Пальмовое) воскресенье; процессия при освящении церкви; процессия к источнику (laetania ad fonte) в составе чина крещения). В ряде случаев входное «Kyrie» могло отменяться, если оно уже пелось во время шествия (например, на пасхальной вечерне). В каролингскую эпоху распространился обычай дополнять «Kyrie» тропами. Один из ранних вариантов «Kyrie» с тропами (Kyrie eleison, Domine Pater, miserere...) приводит Амаларий Мецский (в литургических книгах данный текст не встречается, но есть похожие). В источниках «Kyrie» с тропами называются «Laudes preces», «Prosulae», «Prosae», «Versus ad Kyrie eleison». Некоторые тропы лишь обрамляют основной текст «Kyrie», другие – развивают и дополняют его вставками. В настоящее время издано более 200 «Kyrie» с тропами. В качестве аккламации «Kyrie» использовалось в чинах коронации и даже в качестве боевого клича (войсками короля Генриха I Птицелова в битве с венграми при Мерзебурге в 933 г.; то же во время войны с лютичами в конце X в. и чуть позже – с поляками). «Kyrie» считалось одной из тех молитв, которые доступны новообращённым и малообразованным прихожанам (епископ Бозон Мерзебургский наставлял свою паству, состоявшую из славян, петь «Kyrie»). С XIII в. «Kyrie» стало возглашаться попеременно совершавшим мессу и министрантами, а в приходском богослужении – только священником. В Тридентском чине мессы «Kyrie» полностью превратилось в самостоятельный элемент Ординария мессы, утратив связь с обрядами входа. Оно поётся с троекратным повторением каждой из трёх частей («Kyrie eleison», «Christe eleison», «Kyrie eleison») между интроитом и «Gloria in excelsis» (или перед коллектой, если «Gloria in excelsis» не поётся). Использование текстов с тропами было запрещено (в певческих книгах они сохранялись только для обозначения мелодий «Kyrie»). В Novus Ordo значение «Kyrie»  изменилось. «Kyrie» стало считаться выражением покаяния общины, готовящейся к совершению мессы (составители Novus Ordo, стремясь преодолеть излишнюю, по их мнению, «клерикализацию» богослужения, решили сделать общим то покаяние, которое в Тридентском чине священник приватно приносил у подножия алтаря). Пение «Kyrie» входит в число начальных обрядов мессы, предшествующих Литургии слова, и является продолжением обряда покаяния (Actus poenitentialis). Обычно «Kyrie» исполняется всем народом попеременно с хором или певчим, при этом каждое возглашение повторяется дважды или, при необходимости, большее количество раз. Если «Kyrie» включается в обряд покаяния, то каждому возглашению могут предшествовать тропы.



 
PR-CY.ru