«KYRIE» - Страница 3

Однако П. де Клерк показал, что изначально «Kyrie» не входило в состав Deprecatio Gelasii (вместо «Kyrie» использовался рефрен «Domine exaudi et miserere»). Впервые «Kyrie» появилось в амвросианской литании Divinae pacis, которая, по его мнению, была составлена в V в. по греческому образцу. Простое троекратное «Kyrie» произносилось в самом конце этой литании. Изменения, внесённые Григорием Великим, заключались не в том, что он убрал литийные прошения, сохранив ответ народа на них, а в том, что он превратил «Kyrie» в элемент стационального богослужения, сделав его частью обряда входа в храм. Теорию П. де Клерка развил Дж. Ф. Болдовин, детально изучивший стациональное богослужение крупных христианских центров в позднеантичную и раннесредневековую эпохи. Он также попытался установить, какой именно тип византийской ектении мог быть взят за основу той молитвы, частью которой изначально было римское «Kyrie». По мнению П. Джеффри, «Kyrie» является остатком не Deprecatio Gelasii или подобного ему перевода византийской ектении, а литании, образец которой сохранился в ирландской традиции (в частности, в Миссале Стоу, первая половина IX в.) как «литания апостолов». Подобные литании были в составе Rogationes, пасхальных крестных ходов, ординации нового епископа и т.д. Григорий I Великий установил дважды в неделю совершать особые литании, однако о пении «Kyrie» в посланиях папы прямо не говорится. Тем не менее, диакон Агиульф, посетивший Рим в 589 или 590 г., был свидетелем участия народа в пении псалмов и «Kyrie» во время покаянной процессии в третьем часу дня. Некоторые исследователи считают данное место в тексте Григория Великого более поздней интерполяцией, содержащей описание литаний, совершавшихся при папе Григории II (715–731 гг.). В любом случае, «Kyrie» изначально была песнью для сопровождения момента вхождения и занятия мест в храме клириками и хором (schola cantorum). В самом раннем из сохранившихся чинов папской мессы Ordo Romanus I (начало VIII в.) «Kyrie» называется «laetania» (это же наименование сохраняется у Валафрида Страбона и других толкователей мессы). Оно пелось в то время, когда аколиты (аколуфы) приносили светильники, а папа совершал поклоны перед алтарём и шёл к своему трону в апсиде. Схола пела «Kyrie» сразу после антифонов (интроита) до тех пор, пока папа не подавал знак завершить пение. Таким образом, количество повторений «Kyrie» изначально не фиксировалось. Об участии народа в пении прямо не говорится, но, по мнению Дж. Ф. Романо, оно подразумевается. После «Kyrie» папа пел «Gloria in excelsis». Во втором чине папской мессы устанавливается девятикратное повторение «Kyrie» (по три раза каждое возглашение; то же самое в указаниях второй половины VIII в. о совершении служб суточного круга в Соборе св. Петра и римских монастырях).

 



 
PR-CY.ru