«KYRIE» - Страница 2

Каково было влияние этого постановления, и о каком именно «Kyrie» идёт речь, из этого краткого текста исследователям понять сложно. В «Правилах» Кесария Арелатского, председательствовавшего на этом Соборе, «Kyrie» не упоминается. Лишь в дополнении о псалмопении к Правилам св. Аврелиана Арелатского говорится о троекратном «Kyrie», но это, по мнению исследователей, явно не то «Kyrie», которое позже стало частью Ординария мессы. Троекратное «Kyrie» (без слов «Christe eleison») в начале галликанской мессы упоминает между пением Aius (Трисвятого) и Benedictus (Песни Захарии) автор толкования мессы, сохранившегося под именем св. Германа Парижского. В «Правиле Бенедикта» «Kyrie» называется «supplicatio litaniae» («литийное прошение»). Полагается читать его в конце бдения, утрени, повечерия и часов перед отпустом, включавшим «Отче наш» и заключительное благословение или молитвы за отсутствовавших на службе. Исследователи полагают, что речь идёт об элементе богослужения, подобном византийским ектениям (в средневековом римском обряде исследователям известны два варианта: Preces Великой пятницы и так называемое Deprecatio Gelasii). То «Kyrie», которое вошло в состав римской мессы, впервые упоминается в послании Григория I Великого 598 г. По его словам, пение «Kyrie» в этот период воспринималось как следование традиции Константинопольской церкви. Однако Григорий Великий указал на отличия римской практики от греческих обычаев: у греков «Kyrie» пел весь народ, присутствовавший на богослужении, в Риме же народ лишь отвечал на пение клириков. Кроме того, в Риме к «Господи, помилуй» добавлялось «Христе, помилуй», чего греки никогда не делали. Григорий Великий также отметил, что на мессах в будние дни в Риме пелось только «Kyrie», а остальные слова опускались (alia quae dici solent tacemus). В исследовательской литературе существует несколько объяснений слов Григория Великого. Согласно гипотезе Э. Бишопа, в раннем римском обряде месса начиналась с молитв верных. Поскольку в восточных обрядах пение «Kyrie» связано с молитвами верных, то, по мнению исследователей, Григорий Великий имел в виду, что в его время молитвы верных стали сокращать или переносить в другое место, оставляя лишь «Kyrie». Данную гипотезу развил Б. Капелль, который попытался доказать, что уже папа Геласий заменил древние молитвы верных (сохранившиеся как Preces Великой пятницы) литанией, которая впоследствии получила его имя (Deprecatio Gelasii), а Григорий Великий сократил её, оставив лишь пение «Kyrie». Эту гипотезу принял и Й.А. Юнгманн, его труды оказали непосредственное влияние на литургические реформы второго Ватиканского собора (в том числе касающиеся пения «Kyrie»).

 



 
PR-CY.ru