КИРИАК ОТШЕЛЬНИК - Страница 5

В греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов – Российская национальная библиотека, конец XV в.) Кириак Отшельник изображён дважды: на листе 46 об. в медальоне погрудно, старцем с длинной клиновидной бородой, в лиловой мантии (без атрибутов); на листе 79 об. изображение Кириака Отшельника ростовое, он в тёмно-коричневой мантии, светло-коричневом подряснике, с крестом в правой и со свитком в левой руке, волосы и борода седые. Образ Кириака Отшельника исследователи часто встречают в византийском монументальном искусстве. Святой мог изображаться как среди преподобных (церковь Панагии Асину, 1105/1106 г.; Энклистра монастыря преподобного Неофита Затворника, 1183 г., и др.), так и отдельно стоящим (церковь Панагии Аракос, 1192 г.; собор Николая Чудотворца «тис Стегис», конец XIII – начало XIV вв.). Некоторые вариации в иконографии Кириака Отшельника предлагают настенные минологии Сербии (церковь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, около 1320 г., восточная сторона северо-восточного столба, второй ярус, над сценой «Усекновение главы мученика Дады»), Косова и Метохии (церковь Вознесения монастыря Дечаны, окончена в 1348 г., средняя травея южной стены центрального нефа, второй ярус), Македонии (церковь великомученика Димитрия в Марковом монастыре близ Скопье, около 1376 г., южная стена, около алтаря), Румынии (церковь Святой Троицы монастыря Козия в Валахии, около 1386 г., южная сторона свода, третий ярус), Древней Руси (церковь Спаса Преображения на Ковалёве, Великий Новгород, 1380 г., западный притвор, регистр преподобных вместе со святыми Арсением Великим и Антонием Великим; церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, Великий Новгород, конец 1460 – начало 1470 гг., верхний регистр южного люнета, месяцеслов на сентябрь) и Черногории (церковь Николая Чудотворца в Пелинове, 1717–1718 гг., южная сторона свода). Например, в Грачанице поясной фронтальный образ Кириака Отшельника в позе оранта заключён в медальон; в Марковом монастыре также поясное изображение преподобного в развороте на три четверти представлено внутри цветка растительной гирлянды; в новгородской церкви Спаса Преображения на Ковалёве Кириак Отшельник показан в рост, в руке развёрнутый свиток с текстом: «Спящих муж крепко смущает тать д(у)шу». На Синайском гексаптихе (вторая половина XI – первая половина XII вв., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) Кириак Отшельник представлен в рост, как на миниатюре в Минологии Василия II, но не в позе оранта, а со свитком в левой руке и с правой рукой, сложенной в жесте приятия благодати. Изображение Кириака Отшельника исследователи встречают на русских минейных иконах XVI–XIX вв., например, на минее на сентябрь (конец XVI в.), минее на сентябрь (начало XIX в.), трёхстворчатом складне «Минея годовая» (вторая половина XIX в. из собрания Виктора Александровича Бондаренко), минее на сентябрь XVIII в. и минее на сентябрь-октябрь конца XIX в. (обе из собрании Игоря Владимировича Возякова, не опубликовано). В русских гравированных святцах 1722 г. Григория Павловича Тепчегорского на сентябрь Кириак Отшельник представлен анфас, в облике седобородого старца; он изображён в рост, в монашеской мантии с куколем (наподобие Антония Великого); в левой руке – развёрнутая хартия, правая рука согнута и поднесена к груди. Сходным образом Кириак Отшельник дан в святцах 1730 г. Ивана Константиновича Любецкого с той разницей, что его борода широкая, окладистая, левая рука приложена к груди, правая – ладонью вовне. Согласно пособию для иконописцев академика Виктора Доримедонтовича Фартусова, изданному в 1910 г., Кириака Отшельника полагается писать старцем греческого типа, «крепкого силами, телом мужественным и очень худым», с большой бородой, разделённой на пряди, в преподобнических одеждах, епитрахили, как пресвитера, и схиме на голове; в руках хартия с текстом.



 
PR-CY.ru